Инструкция: как назначить ответственного за безопасность дорожного движения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как назначить ответственного за безопасность дорожного движения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы принять решение о том, кто отвечает за БДД в организации и стоит ли для этого привлекать персонал со стороны или можно обойтись своими силами, необходимо исходить из количества работников, обслуживающих автопарк. Если их больше 50, лучше создать отдельную ставку. Когда водителей 50 и менее, обязанности ответственного за безопасность дорожного движения можно возложить дополнительно на кого-то из сотрудников, а если желающих не найдется, привлечь специалиста по совместительству.
План по обеспечению безопасности дорожного движения
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Организация работы по обеспечению безопасности перевозок – обязанность субъекта транспортной деятельности
Субъект транспортной деятельности (юр. лицо или ИП) должен осуществлять выполнение и контроль соблюдения требований, а также мероприятий по подготовке работников, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к данному приказу.
Обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей), достигается:
- проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей);
- наличием у субъекта транспортной деятельности должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Требования к ответственному за БДД
Важно, чтобы ответственный за безопасность дорожного движения в организации соответствовал профессиональным и квалификационным требованиям (п. 15 приказа Министерства транспорта РФ от 30 апреля 2021 г. № 145). Среди основных обязанностей такого сотрудника – проведение вводных, предрейсовых, сезонных и специальных инструктажей по БДД в организации.
С профильным образованием | Без профильного образования |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность обязательно в качестве подтверждения должен предоставить документы о полученном образовании и квалификации по специальности либо направлению подготовки, которые входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Пройденная аттестация на право занимать должность ответственного за безопасность дорожного движения (когда данная аттестация предусмотрена законодательством РФ). Обратите внимание! Если сотрудник имеет среднее профессиональное образование, он должен отработать в сфере БДД от 3 лет. |
Среднее профессиональное либо высшее образование, кандидат на должность должен предоставить подтверждающую документацию о том, что он получил квалификацию по данной специальности либо направлению подготовки, которые не входят в соответствующую уровню образования общую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Сотрудник должен пройти профессиональную переподготовку, после чего ему присвоят квалификацию специалиста, ответственного за обеспечение БДД (должна быть подтверждающая документация). Ответственный за безопасность дорожного движения должен пройти аттестацию на право находиться на данной должности, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ. |
Правила составления должностной инструкции для ответственного за БДД
Какая информация должна содержаться в четырех основных блоках должностной инструкции.
Раздел должностной инструкции | Информация |
Общие положения | В данном блоке должны быть описаны требования к квалификации сотрудника, полученным знаниям и опыту. Кроме того, нужно указать, кто принимает специалиста на работу, кто его руководитель. Необходимо также прописать, какими нормами законодательства должен руководствоваться сотрудник на занимаемой должности. |
Обязанности ответственного за безопасность дорожного движения | На этот блок следует обратить пристальное внимание. Здесь указаны основные обязанности специалиста. Важно прописать конкретные задачи, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с работником. |
Права сотрудника | Права у ответственного за БДД стандартные: право получать социальные гарантии от государства, повышать квалификацию, принимать решения в зоне своей ответственности.
Кроме того, специалист имеет право просить премии для водителей, которые показали себя как ответственные работники. Или же налагать дисциплинарные взыскания на тех подчиненных, которые нарушают требования работодателя. |
Ответственность | Этот блок должностной инструкции является общим для всех работников. Ответственность обозначена в общих чертах. Чаще всего прописаны общие фразы, например «в пределах положений актуального трудового/гражданского/уголовного законодательства РФ». |
Что входит в обязанности должностного лица
В общем, должность ответственного лица за БДД характеризуется как организационно-координационная. И пока не грянет гром, работа кажется не напряженной. Но если происходит ДТП, которое влечет тяжелые последствия, то перед законом первым примет удар ответственный на предприятии за БДД.
В процессе своей трудовой деятельности данный специалист должен выполнять:
- Допуск к работе сотрудников транспортного отдела.
- Следить за наличием пройденных инструктажей, каждого из сотрудников автотранспортного отдела, контролирует качество проведения стажировки новичков, проверяет состояние здоровья водителей при выпуске их на линию.
- Проводить организационно-предупредительные мероприятия по ДТП. Включает в себя анализ причин ДТП, проведение инструктажей, отслеживание компетентности работников автотранспортного отдела.
- Проверять соблюдение баланса труда и отдыха водителей.
- Вести документацию по технической эксплуатации подвижного состава.
Требованиями законодательства о БДД установлено, что ответственное лицо за БДД в 2022 году должно быть в любой компании. На него возлагаются определенные функции (составление отчетов, работа с водителями, контроль техсостояния ТС и т.д.).
Для выполнения своих обязанностей он должен обладать определенным уровнем образования и опытом работы, а также проходить регулярную аттестацию. Проверяет соблюдение требований УГАДН – региональное учреждение Ростанснадзора.
Учреждение имеет право проводить плановые и внеплановые проверки. В случае обнаружения нарушений организацией законодательства по БДД на нее может быть наложен штраф, специалист отстранен от работы. Если нарушение было совершено неоднократно или признано грубым, это может повлечь приостановку деятельности организации.
Кого назначить ответственным за БДД?
В каждой организации, эксплуатирующей грузовые автомобили и автобусы, должен быть работник ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения согласно п. 2 новой редакции ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.
Ответственное лицо назначается даже индивидуальными предпринимателями. При этом не важно, сколь интенсивно используется транспорт, его количество также не имеет значения. Если вы — организация с грузовичком грузоподъёмностью 990 кг, – назначайте ответственного; ИП с десятиместным фургоном – проходите аттестацию.
Поскольку профилактика дорожно-транспортных происшествий является частью мероприятий по охране труда, существует мнение, что ответственным за БДД должен быть специалист по охране труда. Однако это не совсем так. Специалиста по ОТ можно назначить и ответственным за обеспечение БДД, только для этого его нужно направить на соответствующее обучение и аттестацию.
Если отдельную штатную единицу не организовать, то ответственным можно назначить начальника транспортного участка или главного механика.
План по обеспечению безопасности дорожного движения
Первоочередной задачей аттестованного лица в организации является разработка и внедрение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Необходимые шаги оформляются в виде годового плана, в котором прописаны все действия руководителя, специалистов и смежных лиц.
В план могут быть включены следующие направления:
- работа с персоналом: проведение периодических, предрейсовых и послерейсовых медосмотров с целью недопущения к управлению автомобилями лиц, имеющих ограничения медицинского характера; инструктажи, повышение квалификации, разбор ДТП с целью повышения профессионального мастерства водителей;
- работа с транспортом: планирование периодических технических обслуживаний, контроль технического состояния транспортных средств с целью недопущения выпуска неисправных автомобилей на линию;
- работа с документацией: мониторинг изменений законодательства, обновление ЛНА.
Штрафные санкции за отсутствие специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения
Согласно 398 ФЗ от 20.12.17 “О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”, который вступит в силу 21 декабря 2018 г.: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), кроме того, обязаны:
— назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;
— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно.
Профессиональные и квалификационные требования к работникам автомобильного транспорта установлены Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:
— наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», за исключением специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
— наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.
1.1. Инженер по безопасности дорожного движения относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].
1.2. Инженер по безопасности дорожного движения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].
1.3. На должность инженера по безопасности дорожного движения принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее трех лет.
1.4. Инженер по безопасности дорожного движения должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по безопасности движения;
— правила дорожного движения;
— правила перевозки грузов и пассажиров;
— порядок расследования дорожно-транспортных происшествий;
— устройство, назначение и конструктивные особенности, правила технической эксплуатации, правила и средства контроля технического состояния автомобилей;
— организацию контрольных постов и требования к качеству их работы;
— передовой опыт безаварийной работы водителей;
— методы и формы пропаганды и информации по безопасности движения;
— порядок ведения учета и отчетности по безопасности движения;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила по охране окружающей среды;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила санитарной, личной гигиены;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
На инженера по безопасности дорожного движения возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление систематического контроля за соблюдением трудового законодательства в автохозяйстве, за выполнением работниками автохозяйства правил дорожного движения и правил технической эксплуатации автомобилей, инструкций, приказов и других руководящих материалов в части обеспечения безопасности движения и принятие необходимых мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
2.2. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, разработка мероприятий по их устранению.
2.3. Участие в разработке проектов перспективных и текущих планов по обеспечению безопасности движения на автотранспорте автохозяйства.
2.4. Изучение условий работы водителей на рабочих местах, участие во внедрении рациональных режимов труда и отдыха водителей с учетом специфики производства и рекомендаций научно-исследовательских учреждений по организации труда.
2.5. Участие в проведении служебных расследований дорожно-транспортных происшествий с выездом на места их совершения.
2.6. Проведение в коллективе разбора дорожно-транспортных происшествий и допущенных водителями нарушений правил дорожного движения.
2.7. Осуществление контроля за соблюдением водителями на линии правил дорожного движения и обеспечение в соответствии с графиком выездов на линию работников автохозяйства для проведения проверок соблюдения водителями правил дорожного движения.
2.8. Осуществление контроля за выполнением предписаний межведомственного и ведомственного контроля за соблюдением правил по охране труда.
2.9. Оказание методической помощи службам автохозяйства в разработке инструкций по безопасности труда водителей, участие в составлении программ обучения водителей безопасным методам работы и в проведении практического обучения.
2.10. Организация изучения правил дорожного движения и других материалов по обеспечению безопасности движения работниками автохозяйства.
2.11. Участие в аттестации по безопасности движения работников служб автохозяйства, в составлении раздела коллективного договора, касающегося вопросов улучшения условий труда.
2.12. Осуществление проверки качества работы контрольных пунктов (постов) при выпуске автомобилей на линию и их возврате в гараж.
2.13. Участие в работе аттестационных комиссий по присвоению водительских квалификаций.
2.14. Организация распространения опыта безаварийной работы.
2.15. Ведение учета и отчетности по безопасности движения.
2.16. [Другие должностные обязанности].
Квалификация Специалиста по БДД. НОВЫЙ ПРИКАЗ
Приветствую Вас, с вами Константин Зворыгин, директор и основатель компании ООО «Транспортный консалтинг». В этом сообщении я рассказываю об отмене Приказа Минтранса РФ от 22 июня 1998 г.
№ 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (УТРАТИЛ СИЛУ 14 августа 2015 г.)
Как раз во время (если можно так выразиться) поступил вопрос: …В организации есть специалисты, прошедшие аттестацию по БДД.
Срок действия удостоверений заканчиваются 15.03.2016 г. В силу определенных обстоятельств (финансирование) обучение и аттестация по БДД будет только в июне 2016 г. Подскажите пожалуйста, имеют ли право данные специалисты подписывать путевые листы, проводить инструктажи по БДД. Могут ли быть привлечены к ответственности по Статье 12.31.
1 КоАП РФ «Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» специалисты или организация за выпуск ТС на линию механиком, который имеет недействующие удостоверения (хотя ранее он проходил обучение, но документы просрочены).
Мы с вами уже знаем, согласно статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» юридические лица и ИП обязаны создавать условия для повышения квалификации работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Кто обеспечивает БДД в организации? Эти функции в классическом понимании могут выполнять следующие должностные лица:
- диспетчер – может выполнять обязанности распределения водительского состава по заявкам на выполнение работ (необходимо соблюдать режим труда и отдыха);
- механик – выполняет обязанности по обеспечению технической готовности транспортных средств к эксплуатации и/или выполняет функции по ежедневному выпуску транспортных средств на линию (ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств);
- начальник (руководитель) – выполняет функции по обеспечению БДД в целом (ответственный за обеспечение БДД).
Именно к этим работникам предъявляются требования повышения квалификации. И эти требования относятся ко всем организациям, эксплуатирующим служебный транспорт.
Для «перевозчиков» или, как я называю, для «особой группы» есть п.
4 статьи 20 с дополнительными требованиями, где также говорится об обязанности обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, а также дополнительно обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Независимо от того каким видом деятельности занимается организация, у работодателя при назначении ответственных лиц по обеспечению БДД, всегда встает вопрос о компетентности.
Так каким же документом пользовались специалисты БДД, когда речь заходила о профессиональной компетентности?
Этот документ называется Приказ Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом».
И уже неважно, что этот документ только для «перевозчиков». Так как для остальных организаций альтернативы нет, этим документом руководствовались все, кто эксплуатировал транспорт.
Но после того как данный Приказ был отменен, то мы увидели, что появился новый Приказ:
Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287
«Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Итак, я делаю только очень краткую выжимку из него. Настоящие требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников (из списка достаю ключевые фразы):
Кроме водителей (об этом отдельно)
- диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
- контролер технического состояния автотранспортных средств;
- специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения.
Я рассмотрю пока только специалиста, ответственного за БДД.
К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:
- Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать (по списку);
- Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь (по списку).
К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:
- наличие диплома о высшем образовании
Какие виды обучения должен пройти ответственный за БДД
Если образование претендента на должность ответственного за БДД, не соответствует требованиям, ему придётся пройти профессиональную переподготовку на специальных курсах и получить диплом.
Курсы можно пройти очно и онлайн. Обучение длится 1,5–2 месяца, то есть не менее 250 часов. Разброс цен в разных регионах составляет от 5 000 до 17 000 рублей и более.
Если образование ответственного за БДД соответствует всем требованиям, он должен пройти аттестацию по БДД. Аттестационная комиссия состоит из представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Агентства автомобильного транспорта (Росавтотранс).
Подать заявление на аттестацию можно онлайн на сайте Росавтотранса, выбрав адрес и время прохождения испытания. Здесь же есть перечень тем и вопросов для прохождения аттестации, по которым можно подготовиться. В перечне 360 вопросов с вариантами ответов, которые проверяют знания нормативно-правовых актов и технических норм безопасности движения. Непосредственно на аттестации кандидат получит тест из 20 вопросов. На решение теста отводится полчаса. Чтобы пройти аттестацию, нужно ответить верно минимум на 18 вопросов.
Каковы обязанности специалиста по БДД
Обязанности ответственного за БДД обычно перекликаются с требованиями к его умениям, перечисленным в пункте 15.2 приказа Минтранса №282. Вот некоторые из них:
- проводить агитационно-массовую работу по безопасности дорожного движения в коллективе, мероприятия по предупреждению ДТП;
- анализировать причины аварий и нарушений ПДД, которые совершили водители организации;
- готовить отчеты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;
- информировать водительский состав, инженерно-технических работников и руководителей о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;
- составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;
- контролировать, чтобы водители допускались за руль только тех категорий транспорта, право управления которыми предоставлено им в соответствии с водительскими удостоверениями;
- контролировать, соблюдают ли водители режим труда и отдыха, прошли ли они медосмотр и обучение оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП;
- проводить вводный, предрейсовый, сезонный, специальный инструктажи водителей;
- организовывать работу контролеров технического состояния транспортных средств;
- проверять наличие документов о ТО, регистрационных документов при выпуске автомобилей на линию;
- оперативно переключать автомобили с маршрута на маршрут или на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;
- организовывать стажировку водителей и работу водителей-наставников.
Кто несет ответственность за безопасность дорожного движения на предприятии
Считается, что такой сотрудник нужен только на предприятиях, оказывающих услуги по транспортировке грузов и людей, с большим собственным автопарком. Но это не так. Поскольку автомобили используют в той или иной степени практически все компании, и безаварийная езда нужна всем, лучше иметь в штате соответствующего специалиста.
По закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, назначение такого сотрудника необходимо в любой организации, которая имеет свой автопарк либо арендует легковые машины, грузовики, автобусы и др.
Ответственный за безопасность дорожного движения на предприятии может не назначаться, если:
- отсутствуют собственные или арендованные автомобили, а предприятие пользуется услугами специализированных перевозчиков;
- свой автотранспорт есть, но компания сдает его в аренду. В этом случае за дорожную безопасность отвечают арендаторы.
При подборе и назначении специалиста работодатель руководствуется Приказом Минтранса РФ № 287 от 28.09.2015.