Патентная система налогообложения: для кого создана и как работает
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Патентная система налогообложения: для кого создана и как работает». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Состав документов, который может быть запрошен непосредственно у налогоплательщика, в рамках камеральных проверок ограничен (ст.88 НК РФ). В основном это документы, подтверждающие право на применение льгот или правомерность возмещения, либо возврата НДС.
Требования в рамках «встречных проверок».
Однако данные ограничения могут быть легко инспектором преодолены.
Если документы, связанные с деятельностью налогоплательщика нельзя истребовать при камеральной проверке у самого налогоплательщика, то почему бы не запросить интересуемые инспектора документы в рамках «встречной» проверки каждого из контрагентов налогоплательщика. Получается, что инспектор запрашивает документы не в отношении самого налогоплательщика, а имеющиеся у него документы в отношении всех его контрагентов. Фактически же проверяется сам налогоплательщик. Формально такие требование законны и оспорить их в суде в подавляющем большинстве случаев не удается.
Важным нюансом встречных поверок является то, что запрашиваемые при их проведении документы и информация должны быть связаны с проверяемым налогоплательщиком, то есть с вашим контрагентом, в отношении которого и проводится проверка.
Эта связь не обязательно должна быть прямой.
В ситуации, когда у вас запрашивают документы по взаимоотношениям с вашим контрагентом, но при этом проверяют третье лицо (которое вы можете и не знать), такое требование будет законным, если ваш контрагент является звеном в цепочке поставщиков (покупателей), ведущей к проверяемому третьему лицу.
Или, например, у вас может быть запрошена информация о том, как вы отразили операцию с контрагентом в своем бухгалтерском учете. Связь данной информации с проверяемым налогоплательщиком (вашим контрагентом) неочевидна, однако суды признают истребование такой информации правомерной.
Можно ли как-то охладить пыл проверяющих, если их налицо явное злоупотребление правом на истребование информации?
Вполне рабочим инструментом показывает себя жалоба в вышестоящий налоговый орган на неправомерные действия налогового инспектора.
Подобные жалобы значительно снизят количество заведомо не соответствующих закону требований.
Что касается недобросовестного поведения самих налогоплательщиков, когда инспектор ошибся в номере договора или написал наименование контрагента с маленькой буквы или цифрой в ИНН, не стоит хитрить и отвечать, что с таким контрагентом взаимоотношений не было. В итоге такой ответ может быть трактован не в вашу пользу. В случае спора инспекция обязательно обратит внимание суда на то, что документы запрашивали, а вы ответили, что со спорным контрагентом не работали. В момент спора вы уже можете и не вспомнить, почему отказывали в представлении документов по данному контрагенту.
Условия применения ПСН
Важное значение для применения ПСН имеет вид деятельности, которым планирует заниматься или уже занимается предприниматель. Дело в том, что данный режим налогообложения может применяться только в отношении определенных видов деятельности. Все они приведены в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ. Но даже если конкретный вид деятельности упомянут в списке, нужно убедиться, что в регионе, где планирует работать ИП, местные власти ввели ПСН в отношении данного вида деятельности.
Причем властям субъектов РФ дано право расширить список «патентных» видов деятельности в отношении бытовых услуг (пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Поэтому если каких-то услуг нет в федеральном перечне, то нужно еще заглянуть в местный закон. Возможно, там они присутствуют.
Суть ПСН заключается в том, что сумма налога фактически составляет стоимость патента, и не зависит от дохода, который ИП получит в процессе своей деятельности. То есть сумма налога при ПСН фиксирована, а ее точная величина формируется исходя из потенциально возможного к получению годового дохода (по каждому конкретному виду деятельности он установлен свой) и периода, на который приобретается патент. Это может явиться преимуществом, например, если фактический доход окажется выше «потенциально возможного». Размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, устанавливаются законами субъектов РФ (п.2, пп.1, 2 п.8 ст.346.43 НК РФ).
Сам налог рассчитывается по ставке 6 процентов. Законами субъектов РФ эта налоговая ставка может быть уменьшена, в том числе до 0 процентов (п.1, 2, 3 ст.346.50 НК РФ).
Итак, решение применять ПСН принято. Каковы дальнейшие действия предпринимателя?
В первую очередь, ИП должен определить, в течение какого срока желает применять ПСН. Здесь стоит отметить, что патент выдается по выбору предпринимателя на любой срок – от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ). То есть налоговый период (срок действия патента) не может начинаться в одном календарном году, а заканчиваться в другом. При этом налоговым законодательством не предусмотрено ограничение даты начала действия патента началом календарного месяца. Начало срока действия патента может приходиться на любое число месяца, указанное ИП в заявлении на получение патента, и истекать в соответствующее число последнего месяца срока. А вот получить патент на срок менее месяца не получится, так как законодательством такая возможность не предусмотрена (письма Минфина России от 20.01.2017 № 03-11-12/2316, от 26.12. 2016 № 03-11-12/78014).
Порядок уплаты налога (стоимости патента) зависит от срока его действия (п.2 ст.346.51 НК РФ). Если патент получен на срок до шести месяцев, то налог нужно уплатить одним платежом не позднее даты окончания срока действия патента. Если же патент получен на срок от 6 до 12 месяцев, налог необходимо уплачивать в два этапа:
- первый платеж в размере 1/3 налога (стоимости патента) – в течение 90 календарных дней после начала действия патента;
- второй платеж на оставшуюся сумму (2/3 налога) – не позднее даты окончания срока действия патента.
ИП на патенте без работников не подает отчетность в госорганы
ИП на ПСН может вести свой бизнес единолично, не нанимая работников. В этом случае он не сдает декларации в Федеральную налоговую службу (ФНС) и отчеты в Пенсионный фонд (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС). ИП на ПСН без работников делает только платежи на обязательное медицинское страхование и в ПФР за себя.
ИП на ПСН не ведет и бухгалтерский учет, но обязательно заполняет Книгу учета доходов отдельно для каждого патента. Она является отчетом, в котором отражается приход денег. В нее вносятся поступающие в хронологическом порядке суммы доходов подтвержденные документами. Книгу можно вести:
- >на бумаге: форма приобретается и заполняется вручную;
- в электронном виде: формируется с помощью онлайн-сервисов.
Камеральный контроль ИП на УСН
Деятельность ИП на УСН регламентирует гл. 26.2 Налогового кодекса. Чтобы применять УСН, следует соблюдать установленные законом требования. Посему налоговый инспектор начинает процедуру с проверки на соответствие критериям. Если окажется, что проверяемый ИП неправомерно использует УСН, ему доначисляют неуплаченные налоги, которые относятся к ОСН. К ним же добавляются штрафы и пенни за просрочку. Примечательно, подобные доначисления применимы в схожих ситуациях по отношению ко всем режимам налогообложения.
Бухгалтерский учет при УСН не предусмотрен. Налоговый учет осуществляется на основании учетной книги прибыли и расходов (НК РФ, ст. 346.24), которая ведется на бумажном носителе или в электронном виде. При формировании отчетности ИП определяет объект по налогам:
Объект налогообложения | Пояснения |
«Прибыль» | Имеется в виду прибыль, с которой уплачивается 6%;
учет расходов не ведется |
«Прибыль минус расходы» | С полученной суммы уплачивается 15% |
Какие бывают налоговые проверки бизнеса
Согласно ФЗ №248 налоговые проверки малого и среднего бизнеса могут иметь следующие формы:
Контрольная закупка — проверки без уведомления с целью оценки того, соблюдены ли правила продажи товаров или услуг. | Мониторинговая закупка — проверки без уведомления, которые проводятся с целью отправки товаров или результата оказания услуг на последующую экспертизу. |
Выборочный контроль — проверка согласуемая с прокуратурой и проводимая с целью сбора образцов для дальнейшего исследования и анализа на предмет безопасности реализуемых товаров. Обычно такие проверки проводятся с целью контроля устранения нарушений, если такие были выявлены в ходе предыдущего исследования. | Рейдовый осмотр — проверка согласованная с прокуратурой проводимая с целью оценки соблюдений норм и правил по эксплуатации объекта контроля. Такой осмотр может проводиться по требованию правительства и президента РФ, если есть угроза безопасности граждан, угроза окружающей среде или культурному наследию. |
Документарная проверка — проверка без уведомления, проводимая с целью изучения регистрационных и иных документов связанных с деятельностью организации (ИП), полноты реализации требований контролирующей инстанции. | Выездная проверка — проверка согласованная с прокуратурой с целью оценки соблюдения требований контролирующего органа и его предписаний. Организацию или ИП о проведении выездной проверки уведомляют за сутки. |
Выездное обследование — проверка без уведомления с целью визуального контроля соблюдения требований. |
*Иногда ИФНС может проводить выездные мероприятия с целью предупреждения или информирования организации (предпринимателя).
Формы выездных проверок ИП
Формы выездных проверок зависят от интересующей налоговиков сферы экономической деятельности ИП.
В ходе комплексных проверок инспекторы проверяют корректность расчетов налоговых выплат в бюджет. В этом случае гости из ФНС знакомятся со всей налогооблагаемой деятельностью за определенный период работы. Предприниматель обязан предоставить все документы, имеющие отношение к хозяйственной деятельности за интересующий отрезок времени.
Выборочная или тематическая проверка предназначена для сравнения данных из деклараций с реальной ситуацией по бизнесу в целом. Инспекторы могут контролировать отдельные виды деятельности ИП и охватывать, например, только расчеты с поставщиками, подакцизный товарооборот и т.п.
Проверку может спровоцировать конкретная сделка, которую проверяют инспекторы. Причем главным объектом внимания налоговиков будет не деятельность ИП, а бизнес контрагента. Однако в этом случае у предпринимателя также могут потребовать документы, касающиеся рассматриваемой сделки – в рамках встречной проверки. Следовательно, экономическая деятельность ИП также становится предметом исследования ИФНС. А это значит, что принимать во внимание всевозможные риски в бухгалтерском и налоговом учете необходимо перманентно, а не только после того, как инспекторы сообщат о своем скором визите.
Эксперты 1C-WiseAdvice знают, как избавить клиентов от излишнего внимания контролирующих органов. Наш подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Это происходит благодаря внутренней автоматизации и регулярному внутреннему аудиту работы наших сотрудников. Такой риск-ориентированный подход позволяет избежать интереса со стороны ИФНС, а соответственно, и доначислений, штрафов и пеней.
Какие документы проверяет налоговая в ходе проверки?
Перечень документов, которые проверяют налоговики, отличается для камеральной и выездной налоговых проверок. Если речь идет о камеральной налоговой проверке, основным проверяемым документом выступает декларация субъекта предпринимательства, где отображены доходы и расходы за отчетный период, размер уплаченных налогов, налоги к возмещению государством и т. д. Кроме этого, инспектор ФНС может затребовать и дополнительные документы, которые могли бы прояснить спорные и неочевидные моменты в налоговой декларации, а именно:
- первичная бухгалтерская документация – накладные, акты выполненных работ, банковские справки, путевые листы и т. д., то есть, документы, которые могли бы подтвердить те или иные операции, отображённые в налоговой декларации. Важно отметить, что налоговики могут требовать предоставить первичку только за тот период, который проверяется;
- документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот – если налогоплательщик использует льготную налоговую систему или льготную ставку налогообложения, сотрудники ФНС могут запросить бумаги, которые подтверждают правомерность ее использования, например, сделки с товарами и услугами, не облагающиеся налогом на добавленную стоимость;
- копии договоры, заключенных в отчетный период – помимо первички, налоговики также могут запросить и сам текст договора, поскольку в первичной документации могут быть не отображены все данные относительно проведенных операций. Конечно, договоры могут быть затребованы только за тот отчетный период, по которому проводится проверка;
- выписки с банковских счетов, бухгалтерских книг, журнал учета счетов-фактур и т. д. – если информации, которую получил налоговый инспектор, недостаточно для решения по налоговой проверке, он может запросить и некоторые другие документы, чтобы удостовериться в правдивости или неправдивости предоставленных сведений. К таким документам относятся различные выписки или справки, в зависимости от конкретной ситуации.
Что касается документов, проверяемых при выездной налоговой проверке, то здесь перечень несколько шире. Помимо всех бумаг, перечисленных выше и касающихся камеральной проверки, дополнительно могут быть затребованы практически любые документы, связанные с операциями, проводимыми компанией за отчетный период. Однако и здесь действует то же самое ограничение – требуемые документы могут касаться только периода, который проверяется, более старые бумаги налоговики истребовать не имеют права.
Последствия за поддельную бумагу
За использование поддельного патента иностранцу грозит ответственность в соответствии со ст. 327 УК РФ в виде следующих санкций:
По ст. 18.10 КоАП РФ для иностранного гражданина применяются следующие санкции:
Ст. 18.15 КоАП РФ предусматривает для работодателя такую ответственность:
Также предлагаем узнать о том, какие штрафы и другая ответственность вас ожидает за работу в России без патента. Об этом мы писали — здесь.
В обязательства работодателя по закону не входит проверка патента иностранного сотрудника на подлинность. Но чтобы избежать возможных проблем с законом, лучше предварительно убедиться в том, что документ легальный. Кроме того, самому иностранцу при оформлении патента у третьих лиц стоит проверить его на подлинность.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Кто может нанимать на работу по патенту
Взять на работу иностранца с патентом могут юрлица, ИП, адвокаты и нотариусы. Физлица тоже могут нанимать мигрантов для работы по дому, если она не связана с предпринимательской деятельностью. Например, россиянин может нанять гражданина Украины, чтобы тот сделал в его квартире ремонт, но не может нанять бригаду из иностранцев, чтобы предлагать другим услуги по ремонту.
Что нужно попросить у работника с трудовым патентом, чтобы заключить с ним трудовой договор:
Документ составляют на русском языке. При желании его можно продублировать на родном языке иностранца. Работодатель может заключить с иностранцем договор, если у него нет неуплаченных штрафов за незаконное использование труда мигрантов. Иначе договор будет считаться недействительным, а работодателя оштрафуют.
Все работодатели, в том числе физлица, должны сообщать МВД о том, что они наняли на работу мигранта. Уведомление нужно отправлять в течение трех рабочих дней после заключения договора. Об увольнении работодатель тоже сообщает в МВД. Дополнительно физлица должны регистрировать трудовой договор в администрации города или сельского поселения по месту жительства.
Если иностранец работает в организации, у ИП, адвоката или нотариуса, он приносит копию трудового договора или договора ГПХ в миграционный отдел МВД, где ему выдали патент.
На что не имеют права налоговики
Налоговый орган не вправе расширять круг истребуемых документов, который очерчен в соответствующем положении Налогового кодекса РФ.
Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки.
Налоговый орган вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ, если они не связаны непосредственно с исчислением проверяемого налога.
По общему правилу, повторно запрашивать документы в ходе камеральной проверки, которые налогоплательщик ранее уже представлял в инспекцию при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, а также документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, запрещен.
Зачастую налоговики формулируют свое требование о представлении документов таким образом, что из него нельзя понять, какие именно документы должны быть представлены, но можно сделать вывод о круге истребуемых документов.
Например, в требовании указано: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2017 г.».
На практике выгоднее обратиться к инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал какие именно документы его интересуют. Однако не стоит обращаться за разъяснениями, если вы не желаете представлять документы и готовы отстаивать свою позицию в суде. В этом случае ваше обращение просто даст повод налоговикам уточнить требование.
Как представить документы
В законодательстве предусмотрено несколько вариантов представления документов, истребуемых при камеральной налоговой проверке.
Если документы составлены на бумажном носителе, их можно представить:
— в виде заверенных копий, передав в налоговый орган лично или через представителя либо направив по почте заказным письмом;
— в электронной форме в виде электронных образов. Для этого документ, составленный на бумажном носителе, нужно преобразовать в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов документа. Указанные электронные образы представляются в налоговый орган по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи.
В случае необходимости, при проведении камеральной налоговой проверки инспектор вправе ознакомиться с подлинниками истребуемых документов.
Минфин России уточняет, что такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях:
— налоговый орган обнаружил несоответствие имеющихся у него сведений тем сведениям, которые представил налогоплательщик;
— необходима сверка представленных копий с соответствующими оригиналами документов.
По общему правилу, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
Если требование налоговый орган направил в последние дни камеральной проверки, и вы получили его уже после истечения трехмесячного срока, установленного для ее проведения, то данное требование вы должны исполнить.
Если нет возможности представить истребуемые документы в установленный срок (например, из-за большого объема запрошенных документов) необходимо письменно уведомить об этом проверяющих в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. В уведомлении нужно объяснить причины, по которым документы невозможно представить в срок, и указать, когда их получится представить.