Меры по восстановлению платежеспособности должника

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Меры по восстановлению платежеспособности должника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если фирма увязла в долгах, но имеется хотя бы малейшая перспектива восстановить платежеспособность, сохранить положительный имидж и здоровые деловые отношения с партнерами, нужно как можно скорее инициировать процедуру банкротства, чтобы выгодно использовать ее восстановительные процедуры для финансовой «реанимации» бизнеса.

Восстановление платежеспособности возможно

Банкротство, как инструмент финансового оздоровления, позволяет:

  • освободить предприятие от сомнительных долгов;
  • отсрочить и реструктурировать банковские кредиты;
  • оптимизировать залоговые обеспечения и поручительства;
  • защититься от требований кредиторов;
  • снять аресты с имущества,

Доверительное управление, которое является методом выведения предприятия из состояния банкротства

Меры, имеющие своей целью восстановление платежеспособности должника, обладают таким понятием, как доверительное управление. Исходя из положений договора доверительного управления первой стороной (учредителем управления) передается его имущество второй стороне (ей как раз является доверительный управляющий) в управление на конкретный временной период. На доверительного управляющего в этом случае налагается обязанность по управлению данными активами в интересах учредителя управления либо третьего лица, который обозначен в качестве учредителя управления либо выгодоприобретателя.

Процедура внешнего управления активами организации вводится арбитражным судом в рамках процедуры банкротства в том случае, если есть возможность сохранить деятельность, провести оздоровление и восстановить платежеспособность должника. Если арбитражным судом принимается решение внедрить внешнее управление, то его необходимо немедленно исполнить.

При этом участники дела о банкротстве могут обжаловать данное решение в вышестоящей судебной инстанции. Установление внешнего управления осуществляется сроком на 1 год. Существует возможность продления на полгода. Продлить срок может собрание кредиторов, приняв соответствующее решение и передав его в арбитражный суд. Предоставление обоснования эффективности внешнего управления при этом не требуется. На собрании кредиторов определяется внешний управляющий. Внешним управляющим анализируется финансовое состояние и возможности восстановления предприятия.

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управленец избирается и назначается судом с момента введения ФО. После назначения он сразу приступает к выполнению своей миссии. Оплата услуг управленца ложится на плечи должника. На стадии оздоровления управляющий занимается контролем за исполнением плана реабилитационных мероприятий и деятельности юрлица.

За 10 дней до окончания процедуры управленец составляет заключение, которое вместе с отчётными документами передаёт в суд. Если по завершении процедуры должник не предоставил управленцу отчёт о проделанной работе, специалист выносит вопрос о дальнейших действиях на заседании заимодателей.

Как только заканчивается срок финансового оздоровления, управленец приостанавливает свою деятельность. Досрочное отстранение специалиста возможно из-за неисполнения им своих обязанностей либо по собственной инициативе.

Обязательные мероприятия

После внедрения схемы восстановления финансовой состоятельности компании внешний управляющий обязан инициировать проведение обязательных процедур:

  1. Отстранение от должности руководителя организации, который может быть уволен или переведён на другую должность, в соответствии с трудовым законодательством.
  2. Принятие обязанностей по управлению делами.
  3. Завершение полномочий управленческих органов предприятия, являющегося в настоящий момент владельцем имущества должника.
  4. Распределение полномочий между внешним управляющим, комитетом кредиторов и собранием участников. Все финансовые операции, касающиеся интересов кредиторов, проводятся только по согласованию с их комитетом.
  5. Передача бухгалтерской документации, материальных ценностей, печатей и штампов предприятия представителями должника управляющему.
  6. Вменение обязанности учредителям компании принимать решения относительно увеличения размера уставного капитала и определения порядка проведения собрания акционеров.
  7. Оформление документации и предоставление гарантий, необходимых для снятия мер, связанных с удовлетворением требований кредиторов.
  8. Принятие мер, связанных с ограничением распоряжения имуществом по схеме его ареста возможно только в процессе делопроизводства банкротства.
  9. Введение моратория на выплату обязательных платежей и других финансовых обязательств.

Факторы, провоцирующие банкротство

У экономистов существует понятие, для четкого определения экономической сущности банкротства — чистая отрицательная стоимость, которая рассчитывается путем вычета имеющегося капитала юр лица из массы его денежных обязательств. Общая сумма денежных средств, которую организация задолжала бюджету и партнерам, должна составлять не менее 300 тысяч руб.

Невыплаты должны носить хронический характер — период просрочки не менее 3 месяцев.

Законодательством определено, что прерогатива признания банкротом и физического, и юридического лица полностью закреплена за Арбитражным судом. Причем дело о неплатежеспособности может вести исключительно судебный орган по месту официальной регистрации должника.

Право на обращение в судебный орган имеет как сам должник, так и от лица, имеющие к нему материальные претензии. Также в роли заявителя могут выступать уполномоченные органы, представляющие государство.

Сущность и причины банкротства в каждом конкретном случае могут быть различными, однако общие предвестники разорения предприятий просматриваются довольно четко. Причины для банкротства могут быть как независимыми от руководства предприятия, так и стать прямым следствием его управления:

  • неэффективная экономическая политика;
  • использование устаревшего оборудования и технологий;
  • нерациональное применение оборотных ресурсов и мощностей компании и, как следствие, высокая себестоимость продукции;
  • задержки либо отсутствие выплат со стороны предприятий-партнеров (в некоторых отраслях зависимые друг от друга организации банкротятся по цепочке);
  • низкий уровень маркетинга, недостаточный для изучения существующих рынков сбыта и продвижения своего продукта;
  • использование кредитов на невыгодных для себя условиях;
  • чересчур активные темпы расширения производства и, как следствие, резко растущая дебиторская задолженность (темпы сбыта ниже, нежели темп производства).
  • кризис внутренней экономики страны;
  • высокий уровень инфляции;
  • политическая нестабильность, из-за которой теряются внешние рынки сбыта (взять хотя бы известные антироссийские санкции);
  • возрастающая конкуренция на международном рынке.

Как показывает практика, на внутренние причины приходится около 65% всех дел о неплатежеспособности предприятия, тогда как катализатором проведения такой процедуры в остальных 35% становятся внешние факторы.

Взыскание средств с дебиторов

Нередко кризис в компании возникает по причине того, что у компании имеется значительная дебиторская задолженность. Должники не отдают средства своевременно, поэтому появляется сомнительная или вовсе безнадежная задолженность.

Сам процесс взимания средств с дебиторов делится на этапы:

  • первоначально определяется размер долгов;
  • анализируются отношения, имеющиеся между фирмами;
  • направляются претензии дебиторам, на основании которых они должны возвращать средства в короткие сроки, что может предотвратить банкротство компании;
  • если претензии не приводят к нужному результату, то приходится обращаться в суд для принудительного взыскания денег.

Такие меры, применяемые для восстановления платежеспособности должника, являются действенными, так как у многих организаций действительно имеется значительная дебиторская задолженность.

Наложение моратория на удовлетворение требований кредиторов

Как называется мера по восстановлению платежеспособности должника, предполагающая отсутствие необходимости погашать долги? Она представлена мораторием, поэтому временно приостанавливается удовлетворение всех требований имеющихся кредиторов. Эта возможность считается наиболее значимым преимуществом внешнего управления.

На основании этого процесса дается примерно 1,5 года на то, чтобы компания распоряжалась всеми деньгами для развития и стабилизации своего состояния, а не для погашения долгов.

Нередко недобросовестные владельцы бизнеса намеренно в мошеннических целях пользуются возможностью использования моратория при фиктивной инициации банкротства, чтобы распоряжаться всеми денежными поступлениями в своих целях. Мораторий применяется только по отношению к тем долгам, которые имелись до начала оздоровления фирмы.

Читайте также:  Региональные выплаты за 3 ребенка в 2024 в Московской области

Такая мера по восстановлению платежеспособности должника обладает некоторыми ограничениями:

  • не списываются штрафы и неустойки, начисляемые в связи с тем, что долги не были возвращены своевременно и в полном размере;
  • исполнительная документация по-прежнему является действительной.

Не относится мораторий к выплате зарплаты или покрытию морального или физического ущерба.

Другие обязательные действия

Меры по восстановлению платежеспособности должника могут быть принудительными или добровольными. Обязательными действиями являются:

  • руководитель компании отстраняется от должности, причем он может увольняться или переводиться на другую работу в фирме, а при этом должны соблюдаться основные положения трудового законодательства;
  • доверительный управляющий принимает обязательства по управлению активами предприятия;
  • управленческие органы фирмы лишаются своих полномочий;
  • данные полномочия делятся между управляющим и собранием кредиторов, поэтому все действия, имеющие отношение к интересам кредиторов, используются только при их предварительном одобрении;
  • бухгалтерские бумаги, ценности фирмы, штампы и печати передаются в полное распоряжение временному управляющему;
  • учредителям вменяется о необходимости увеличение уставного капитала, для чего они должны вносить свои средства;
  • принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, связанные со снятием ареста с имущества, чтобы можно было продать его на торгах.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

К числу иных предусмотренных Законом о банкротстве документов, прилагаемых к ходатайству учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия, следует отнести соглашение, заключаемое между лицами, предоставляющими обеспечение (п. 3 ст. 79). Правоотношения, связанные с ходатайством третьего лица или третьих лиц о введении финансового оздоровления, урегулированы ст. 78 Закона. Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть подано третьим лицом (лицами) только по согласованию с должником. Закон не устанавливает, в какой форме должно быть выражено указанное согласование. Оно представляет собой договор, и в отношении его формы применимы соответствующие положения ГК РФ о форме сделок. Должник может одобрить ходатайство третьего лица, в том числе и на первом собрании кредиторов, что представляет собой акцепт оферты третьего лица.

Финансовое оздоровление Это более «мягкая» процедура, в ходе которой компания продолжает свою деятельность с учетом практически аналогичных процедуре наблюдения последствий. Суд назначает административного управляющего, в задачу которого входит формирование реестра требований кредиторов, осуществление взаимосвязи с ними, составление отчетов об исполнении плана оздоровления и т.д.

Юридические процедуры банкротства-это комплекс установленных правил проведения банкротства юридических и физических лиц, применяемых к последним при наличии признаков банкротства и в зависимости от их финансового состояния и особенностей их хозяйственной деятельности. В соответствии с действующим Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ эти процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Закон регулирует Общие вопросы, касающиеся несостоятельности (банкротства) большинства предприятий. Однако, для некоторых из них, например, для градостроительных или градообразующих организаций, субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, страховых и кредитных организаций, отдельные положения могут быть предусмотрены определенные особенности реализации данной процедуры[1] . Например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве стве) кредитных организаций» устанавливают особые признаки банкротства, присущие только данным предметам. Требования к арбитражным управляющим также различны. Также можно выделить много других различий.

Надо сказать, что предыдущий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года № 3929-1 не было предусмотрено такой процедуры банкротства как наблюдение, которое, в частности, будут рассмотрены ниже. Кроме того, новый закон существенно расширил положения предыдущего Закона о банкротстве.

Многие авторы, например, М. И. Брагинский, Ю. с. Орлов, М. М. Масевич, е. А. Павловский, А. О. Никитина, в. в. Витрянский, л. Калинина и другие, посвященные изучению проблем банкротства юридических и физических лиц, их усилия.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и исследование процедур банкротства юридических лиц, а задачей – выявление аспектов, требующих изменения, дополнения или введение.

К сожалению, из-за огромного объема анализируемого материала, я не могу рассмотреть все процедуры (которые будут обсуждаться позже) и останавлюсь только на первых двух: наблюдения и внешнего управления. Кроме того, я считаю необходимым выделить в качестве необходимого дополнения мер по предупреждению несостоятельности.

Актуальность исследования данной темы отвечает реальным потребностям в нестабильных условиях Российской рыночной экономики выявить наиболее благоприятные пути выхода должника из кризиса и восстановление его платежеспособности и удовлетворение требований кредиторов, включая обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что мной будут выявлены пробелы в действующем законодательстве и предложения по его улучшению, которые, по моему мнению, наиболее подходящие и эффективные.

Глава 1. Предупреждение банкротства

Чтобы не допустить банкротства действующего Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)» посвящает главу II, которая, однако, включает только две статьи. Было установлено, что перед применением соответствующих процедур банкротства в отношении несостоятельного должника должны применяться меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Таким образом, очевидно, что такие меры существуют до представления в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Закон устанавливает обязанность участников юридического лица, собственников имущества унитарного предприятия, а также органов исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Такие меры могут быть осуществлены как третьими лицами, так и кредиторами должника, инициатива по реабилитации может исходить от любого лица по соглашению с должником, но в помощи, будь то финансовая или иная, будет иметь место лишь с согласия должника. Следует отметить, что законом не предусмотрен какой-либо перечень конкретных мер, за исключением досудебной санации. На мой взгляд, к таким мерам относятся залог, в некоторых случаях, поручительство, налоговый кредит и другие. В частности, возможность предоставления отсрочки по уплате налогов при наличии задолженности в федеральный бюджет налогов и налоговых платежей, установленных Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года «О порядке регулирования финансовой поддержки предприятий за счет средств федерального бюджета»[2] .

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» различает три меры по предупреждению банкротства[3] : финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации.

В данном случае оснований для применения этих мер являются: нарушение «норматива достаточности капитала, установленного Банком России» или «текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов», и случаи, когда организация делает «абсолютное снижение собственных средств по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Центральным банком»; «не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондент-ских счетах кредитных организаций», а также неоднократно на протяжении последних шести месяцев – в течение трех дней после дня удовлетворения или исполнения. В то время как Центральный банк может потребовать кредитные учреждения в случае возникновения вышеуказанных оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.

Читайте также:  Деятельность попадающая под ЕНВД в 2024 году

В случае банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса предупреждение банкротства, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства осуществляет государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению[4] вместе с управления топливно-энергетического комплекса[5] . Закон О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса не свидетельствует о каких-либо конкретных мер, направленных на финансовое оздоровление должника. Кажется, что выбор для указанных в законе органов.

В рамках мер по предупреждению банкротства запрещает разглашение сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Очевидно, что нарушение этого принципа может существенно повлиять на судьбу должника: усугубить его положение в обществе, снизить эффективность мер по восстановлению его платежеспособности, приблизить или сделать неизбежное банкротство, и т. д.

Ст. 27 Закона о несостоятельности выделяет досудебную санацию, как одну из мер предотвращения банкротства. Это отражается в финансовой помощи, предоставляемой должнику собственником имущества или учредителя юридического лица должника, его кредиторами и иными лицами. Обязательным условием реабилитации является ее размер: это необходимо, чтобы она была достаточной для оплаты всех денежных обязательств должника, а также его задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в целях полного восстановления платежеспособности должника. Предоставление такой финансовой помощи может осуществляться на условиях принятия на себя должником или третьим лицом обязательств в пользу лиц, оказывающих помощь. Досудебное взыскание из бюджетов разных уровней может осуществляться только при включении условий в соответствующем законе О бюджете. Решение о досудебной санации предприятий субъектов РФ и местных предприятий принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их бюджетов[6] .

Следует отметить, что предыдущий Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» также используется термин «реорганизация или санация должника». Однако опознал его как одну из двух реорганизационных процедур, при наличии ходатайства о которых, а также оснований для их проведения арбитражный суд при рассмотрении дела вынес постановление о приостановлении производства по делу о банкротстве должника и, соответственно, реорганизации или внешнего управления имуществом должника. Основой реабилитации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. Таким образом, получается, что реорганизация имела место только в процессе судебного разбирательства, тем более что закон О несостоятельности (банкротстве) предприятий, раскрывая последствия внесудебных процедур, упоминал лишь о добровольной ликвидации предприятия-должника и «договоренности между должником и кредиторами (всеми или частью) об отсрочке и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов должника компании продолжать свою деятельность»[7] .

Новый закон вводит понятие досудебной санации, и говорит о ней как не о процедуре, а как мера предупреждения банкротства, принятых до обращения в суд.

Очевидно, что закон сделал огромный скачок, сделав Сана-ных мер до банкротства, и повышающий способность должника пережить кризисное состояние для него. Поэтому очень важно, чтобы меры по предупреждению банкротства была произведена своевременно и исполнительной власти; теперь это то, что выступает в качестве гарантии нормального функционирования юридических лиц: предприятий, организаций и т. д.

Следствием введения наблюдения является установление особого режима имущественных отношений, определяющий невозможность предъявления имущественных требований непосредственно к должнику без направления их временному управляющему.

В целях соблюдения принципа равного распределения средств от имущества должника запрещается удовлетворение требований отдельных кредиторов в индивидуальном порядке, так как это может привести к удовлетворению требований отдельных кредиторов за счет других.

Следствием этого запрета является приостановление исполнения исполнительных документов на имущество взыскания. Единственным исключением являются выплаты по заработной плате, вознаграждения по авторским договорам, алиментов и возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, пошлина на который был установлен до принятия в арбитражный суд с заявлением о признания должника банкротом.

Приостанавливается и делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества. Однако, если дело находится в суде на момент введения наблюдения, то продолжение судебного разбирательства зависит от конкретных требований кредитора. Кредитор имеет право ходатайствовать о приостановлении дела о взыскании имущества должника. В этом случае, кредитор должен обратиться со своим требованием к временному управляющему. В случае отсутствия такого ходатайства, судебное разбирательство продолжается и заканчивается с принятия определенного решения. Однако, он не может быть выполнено немедленно, но установлено, и это говорит о том, что ликвидатор не может отклонить данное требование.

Запрет на удовлетворение требований участника должника для выдела доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из участников. Члены не являются кредиторами, и удовлетворение своих требований только после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества.

Должнику запрещается проводить реорганизацию в любой форме, принимать решения о создании новых юридических лиц, филиалов и представительств, о выплате дивидендов, облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, выходом из состава участников должника – юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций[8] . Для полного и эффективного удовлетворения требований всех кредиторов после принятия судом заявления о признании должника банкротом решения, уведомляются все лица, участвующие в деле, в том числе кредитным организациям, с которыми должник имеет счет в банке, налоговых и других уполномоченных органов и т. д.

С момента введения процедуры наблюдения, т. е. после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом[9] не допускается, чтобы захватить имущество должника по требованию или требованиям отдельных кредиторов, но только в пределах и по соответствующим правилам процесса о банкротстве. Кроме того, введение процедуры наблюдения означает автоматического прекращения ранее ареста имущества или денежных средств должника, поскольку такая мера по обеспечению иска перестает быть значимым.

Введение наблюдения и назначение временного управляющего не влечет за собой удаления в добросовестности должника, как и во время наблюдения должник еще не признан банкротом и продолжает свою деятельность. Временный управляющий действует параллельно с руководством должника. Однако, в целях предотвращения злоупотребления ухудшают положение кредиторов и финансовом состоянии должника, полнота полномочия должника и его органов управления ограничивается контролем временного управляющего. Контроль за сделки, совершенные должником, и отслеживаются в отношении решений, права органов управления должника.

Контроль операций, предусмотренных в пункте 2 статьи 58 зон осуществляется путем предоставления согласия временного управляющего на эти операции, а если это сделали без его согласия, они являются недействительными. В период наблюдения временный управляющий может запретить операции «, связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом», если оно не направлено на восстановление платежеспособности должника, а также сделок, связанных с получением и выдачей кредитов и займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника. Может быть запрещено отчуждение активов на уровне более 10% балансовой стоимости активов должника[10] , а также принято решение об участии должника в каких-либо ассоциаций[11] . По решению суда руководство должника может быть запрещено исполнять любые сделки без согласия временного управляющего. Контроль за отчуждение имущества не препятствует нормальной хозяйственной деятельности должника.

В процессе банкротства, судебная защита должника и возможность восстановления его платежеспособности. При таких обстоятельствах, действия должника должны быть усидчивы и сосредоточены на всесторонней помощи лицам, участвующим в процессе. Однако, если такие меры принимаются руководством должника одной из мер, принимаемых против него, может быть снятие его голове. При возникновении соответствующих обстоятельств, временный управляющий должен обратиться в суд с мотивированным ходатайством о снятии должника от его обязанностей. На основании такого ходатайства может быть нарушением пункта 2 (сделок без согласия временного управляющего) и 3 (принятия решений за п��еделами компетенции) статьи 58 зон, а также неспособность предоставить всю информацию, а также другие действия. Поводом для обращения является нарушением законодательства Российской Федерации.

Читайте также:  В течение какого времени нужно прописаться?

Однако, несмотря на это, в некоторых случаях, все еще сомневался в правильности увольнения из управления должника от осуществления своих обязанностей по управлению. Например, при ухудшении состояния должника не является следствием бездарного управления со стороны руководства и внешний фактор, связанный с качеством управления имуществом должника. Кроме того, если мониторинг показывает, что платежеспособности должника может быть восстановлена, арбитражный суд принимает решение о введении внешнего управления, а также управления юридического лица – должника отстраняются от работы, в любом случае, даже если финансовые трудности должника, вызванные внешними факторами. Поэтому, на мой взгляд, в этом случае, вы должны установить правильные аудита управления должника по управлению его имуществом с точки зрения целостности, профессионализм, качество работы и т. д. В случае хорошего управления будет более эффективно использовать накопленный опыт в управлении юридическим лицом, ориентируясь не на поисках специфики его деятельности, а также реальные пути преодоления своих финансовых трудностей.

Глава I. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА. ПРИЗНАКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Кризисное экономическое положение отдельных предприятий в условиях рынка естественно: не все оказываются способными выдержать конкуренцию. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами. К сожалению, среди них много крупных, социально значимых и стратегически важных.

С 3 декабря 2002 года действует третий Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» . Однако следует иметь в виду, что специфика введения в действие второго и третьего Законов о банкротстве такова, что применяются одновременно все три в зависимости от того, во время действия какого из них возбуждено дело о банкротстве.

Далее — Закон о банкротстве.

Некоторые недостатки и пробелы правового регулирования банкротства законодатель попытался устранить в Законе о банкротстве 2002 года, однако это удалось не полностью, что порождает определенные проблемы.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность должника — участника имущественного оборота удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам из гражданско-правовой сделки (за товары, услуги, работы) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, то есть неплатежеспособность.

Юридическое лицо (организация) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст. 3), а сумма долга в целом составляет не менее 100000 рублей (ст. 6).

Основания для признания кредитной организации банкротом установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения (ст. 2).

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству начинается сразу после введения наблюдения, поскольку определение арбитражного суда о введении наблюдения подлежит немедленному исполнению, а временный управляющий немедленно приступает к исполнению своих обязанностей.

В ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству судья производит действия, предусмотренные в ст. 135 АПК РФ, которые могут иметь применение в деле о банкротстве. К числу таких действий относятся: установление круга лиц, участвующих в деле о банкротстве (ст. 34 Закона о банкротстве), и круга лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона), и извещение их о возбуждении дела о банкротстве; определение круга доказательств, необходимых для рассмотрения дела о банкротстве, и обеспечение их своевременного представления ко дню заседания (глава 7 АПК РФ); принятие мер по обеспечению заявленных требований (ст. 46 Закона).

Для определения финансового состояния должника при подготовке дела к судебному разбирательству арбитражный суд по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, может назначить экспертизу в целях выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судья может принять меры для примирения сторон (должника и конкурсного кредитора, заявителя). Однако Закон о банкротстве не предусматривает прекращение производства по делу о банкротстве в связи с примирением сторон в ходе наблюдения. Более того, примирение сторон в ходе наблюдения, в ходе подготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству не является основанием для приостановления производства по делу о банкротстве.

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству осуществляется в течение всего периода наблюдения и не только судьей, но и временным управляющим.

Временный управляющий в трехдневный срок с даты утверждения его арбитражным судом в должности осуществляет публикацию соответствующих сведений.

Временный управляющий обязан не позднее чем через четырнадцать дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения уведомить всех выявленных им кредиторов должника по гражданско-правовым денежным обязательствам, уполномоченные органы по денежным обязательствам о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения. Не уведомляются кредиторы, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, материального вреда, за исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, по выплате вознаграждения по авторским договорам.

Обеспечение исполнения учредителями должника

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

В соответствии с п. 1 статьи 79 закона о банкротстве, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона о банкротстве соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *