При каких заболеваниях дают инвалидность детям
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При каких заболеваниях дают инвалидность детям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ – это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус ребенок-инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем, один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «ребенок-инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Сколько по времени оформляется инвалидность на ребенка
Оформление инвалидности на ребенка является важным процессом, который может занимать определенное время. Сроки оформления могут различаться в зависимости от разных факторов, включая болезни, наличие необходимых документов и сложности с диагнозами.
Как правило, процесс оформления инвалидности у ребенка начинается с обращения родителей или законных представителей в социальную защиту населения или органы медицинской экспертизы. Где искать информацию и как начать процесс оформления инвалидности можно узнать у юристов или специалистов в данной области, а также на сайтах организаций, которые занимаются вопросами инвалидности детей.
Оформление инвалидности требует предоставления ряда документов, которые подтверждают наличие определенного состояния здоровья ребенка. Какие именно документы необходимо предоставить зависит от причин и характера болезни, которая стала основанием для оформления инвалидности. Это могут быть результаты медицинских обследований, заключения врачей, результаты лабораторных анализов и другие.
По завершении подачи всех необходимых документов и прохождения медицинской экспертизы, начинается процесс рассмотрения заявления о признании ребенка инвалидом. Обычно этот процесс занимает некоторое время, которое может варьироваться в зависимости от множества факторов.
В некоторых случаях решение о признании ребенка инвалидом может быть принято в течение нескольких месяцев, а иногда и быстрее. Однако, иногда процесс оформления может затягиваться, особенно если возникают сложности с диагнозами или не хватает документов для подтверждения инвалидности.
Важно заметить, что процесс оформления инвалидности на ребенка до 18 лет в разных регионах и странах может различаться. Чтобы сократить время ожидания и избежать возможных трудностей, рекомендуется обратиться к юристам или специалистам, которые помогут вам правильно заполнить документы и предоставить все необходимые сведения.
В итоге, сколько времени займет оформление инвалидности на ребенка, зависит от конкретной ситуации. Важно быть готовым к тому, что процесс может занять продолжительное время, особенно в сложных случаях. Но подсказала юрист Красовская, что если все необходимые документы и результаты медицинских обследований уже подготовлены и доступны, а также если диагнозы ребенка однозначно указывают на наличие инвалидности, то процесс оформления может занимать меньше времени.
Как получить и продлить статус
Получение и продление статуса инвалидности ребенка регламентируется порядком, установленным законами РФ. Первоначально необходимо пройти медико-социальную экспертизу, которая определит особенности заболевания ребенка и его ограничения с точки зрения жизнедеятельности. Для этого требуется заполнение заявления о проведении экспертизы и предоставление специалистам необходимых медицинских документов.
После прохождения медико-социальной экспертизы и получения статуса инвалида, необходимо знать, какими действиями продлевается инвалидность ребенка. Часто процедура переосвидетельствования ребенка связана с проведением повторного освидетельствования. Для этого ребенку нужно обратиться в МСЭ, предоставить перечень необходимых документов и пройти процесс освидетельствования в установленные сроки.
При повторном освидетельствовании для продления статуса инвалидности ребенка, нужно учесть особенности заполнения документов. В заявлении об освидетельствовании ребенка следует указать основания для продления статуса, представить медицинские заключения и объяснительные записки о состоянии здоровья ребенка.
Критерии определения групп инвалидности и категории «ребенок-инвалид»
Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 3 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее ко 2 степени выраженности ограничений одной из следующих категорий жизнедеятельности человека (или их сочетанию), определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к обучению;
ж) способности к трудовой деятельности.
Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к 1 степени выраженности ограничений следующих категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию;
б) способности к передвижению;
в) способности к ориентации;
г) способности к общению;
д) способности контролировать свое поведение;
е) способности к трудовой деятельности;
ж) способности к обучению.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
Порядок прохождения комиссии МСЭ для получения инвалидности ребенку
Предварительная запись на прохождение медико-социальной экспертизы осуществляется лично в бюро МСЭ, расположенном по месту жительства ребенка. Если Вы оформляете детскую инвалидность повторно, запись на медико-социальную экспертизу можно произвести, не дожидаясь окончания срока ранее установленной инвалидности.
Отметим, что допускается прохождение повторного переосвидетельствования за 2 месяца до окончания действия предыдущего срока установления инвалидности.
В случаях необходимости переноса ранее назначенной даты освидетельствования МСЭ представитель ребенка должен обратиться заранее в бюро. В случаях невозможности предоставления ребенка по состоянию его здоровья на освидетельствование непосредственно в бюро, МСЭ должна быть проведена в стационаре или на дому со специальной отметкой в соответствующем заключении. Также при согласии законного представителя ребенка, медико-социальная экспертиза может быть проведена заочно.
Важно! Порядок получения инвалидности ребенку допускает привлечение любого специалиста с правом совещательного голоса, за счет средств законного представителя освидетельствуемого.
В каких случаях определяется инвалидность: критерии инвалидности ребенка
Если у взрослых инвалидность определяется по группам, в зависимости от степени физической дисфункции, то инвалидность детям до 18 лет не имеет градации. Т.е. всем детям, имеющим разную степень проблем со здоровьем присуждается статус “инвалид детства” и лишь по достижении совершеннолетия, данный статус либо отменяется (если ребенок лишился проблем), либо присваивается “взрослая” классификация (1-3 группа инвалидности).
Постановление правительства №95 (20.02.06) (далее — “Постановление”), определяет перечень условий, при котором ребенок может претендовать на социальный статус инвалида. К ним относятся:
- Явные нарушения функционирования организма. Они могут быть вызваны как врожденными дефектами, так и дефектами, приобретенными вследствие болезней или полученных травм (например: ДЦП)
- Нарушение у ребенка возможности социализации. При этом, выделяется как полное, так и частичное нарушение. Т.е. оценивается способность ребенка к общению, ориентации, самообслуживанию, передвижению и т.д. (например, как при пороке сердца, малыши с синдромом дауна, умственная отсталость, аутисты или при осложнениях дети диабетики)
- Необходимость реабилитационных мер
- Необходимость в социальном обеспечении
Законодательная основа определения лица инвалидом
Казалось бы, что может быть проще: издать закон, в котором прописать перечень заболеваний и диагнозов, отнести каждый из них к определенной группе инвалидности — и дело с концом. Однако на практике все совсем не так просто.
Вопросы инвалидности находятся на стыке медицины и юриспруденции, так что приходится учитывать и сочетать оба этих аспекта, что в разы усложняет законодательство по этому вопросу.
Итак, существует постановление правительства РФ от 05.04.2022 № 588, в котором описаны общие вопросы о присвоении статуса инвалида. В пункте 5 этого постановления указано, что условия для определения лица инвалидом такие:
- нарушение здоровья с серьезным расстройством функционирования организма;
- ограничения в обычной жизни (невозможность или затруднение самообслуживания, передвижения, ориентации, общения, самоконтроля, трудоспособности);
- нужда в реабилитации.
В зависимости от серьезности нарушения деятельности организма человеку присваивается первая, вторая или третья группа инвалидности, а детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид». Первая группа устанавливается на два года, 2 и 3 — на один год, а статус «ребенок-инвалид» — на год, два, пять, до достижения 14 или 18 лет — в зависимости от тяжести заболевания.
По истечении этого срока нужно пройти повторное освидетельствование — как раз об этом народная шутка про доказывание медкомисии того, что нога не отросла.
Критерии разделения по категориям
После того, как комиссия экспертов бюро медико-социальной экспертизы пришла к выводу, что человек соответствует необходимым двум признакам для установления ему категории инвалидности, нужно определить группу, к которой его отнести. Этот вопрос очень важен для классификации льгот от государства, ограничений в трудовой деятельности и других вопросов.
Помогает экспертам в определении группы инвалидности все тот же приказ Минтруда № 585н, а точнее его раздел V. Там указано, что для этого важен только критерий нарушения функций организма. Распределение будет следующим:
- 1 группа инвалидности — 4 степень нарушения деятельности организма (психической, языковой и так далее — перечень выше; нарушение от 90 до 100%);
- 2 группа — 3 степень (70-80%);
- 3 группа — 2 степень (40-60%).
Исходя из того, вследствие какого заболевания получена инвалидность, выделяют следующие категории инвалидов:
- инвалиды по общему заболеванию;
- вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
- по причине военной травмы или болезни;
- по психическому заболеванию;
- из-за болезни вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или комбинате «Маяк»;
- другие причины.
Онкологические заболевания
Они могут поражать любой орган или ткань, от кожи и легких до желудка и костей. Раковые клетки имеют способность неограниченного размножения и проникновения в окружающие ткани и органы, что приводит к нарушению их функционирования.
Онкологические заболевания часто прогрессируют и оказывают существенное влияние на качество жизни пациентов. В зависимости от стадии и места локализации опухоли, а также от общего состояния пациента, выбирается метод лечения — хирургический вмешательство, химиотерапия, лучевая терапия или их комбинация.
Онкологические заболевания требуют внимательного и комплексного подхода со стороны врачей различных специальностей, а также моральной поддержки и социальной адаптации со стороны родных и близких.
Онкологические заболевания могут привести к инвалидности 1 группы, если они сопровождаются серьезными нарушениями функций организма, необходимостью постоянного медицинского наблюдения и специального лечения. Решение о признании инвалидом принимается после проведения медицинской и социально-трудовой экспертизы.
Онкологические заболевания требуют своевременной диагностики и лечения, а также принятия соответствующих профилактических мер для предотвращения их развития.
Как оформить статус для получения льгот
Для оформления инвалидности ребенку, родители должны обратиться к лечащему неврологу или детскому педиатру, который даст направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Затем для родителей начинается самый сложный этап – посещение всех врачей из списка, сдача анализов и прохождение диагностических процедур. Всех врачей нужно посетить до назначенного дня проведения экспертизы. Имея на руках заключения врачей и результаты анализов, родители передают их на рассмотрение в комиссию лично или в электронном виде.
Из документов также нужно предоставить свидетельство о рождении (или паспорт после 14 лет), характеристику с места учебы или детского сада (при условии их посещения ребенком) и направление на МСЭ. Комиссия не имеет права требовать от родителей или опекунов предоставления других документов.
ДЦП – это тяжелое заболевание, требующее серьезного лечения и длительной реабилитации. Полученные льготы после оформления инвалидности станут хорошей материальной поддержкой.
Сердечно-сосудистые заболевания
- Ишемическая болезнь сердца (ИБС) — хроническое заболевание, при котором происходит нарушение кровоснабжения сердечной мышцы из-за сужения или закупорки артерий, что приводит к появлению стенокардии и инфаркта миокарда.
- Артериальная гипертензия (гипертония) — хроническое повышение артериального давления, которое может привести к развитию инфаркта, инсульта, аневризмы и других осложнений.
- Сердечная недостаточность — нарушение функции сердца, при котором оно не способно обеспечить организм необходимым количеством кислорода и питательных веществ.
- Аритмии сердца — нарушение ритма сердечных сокращений, которое может привести к серьезным осложнениям, таким как тромбоэмболия и остановка сердца.
- Врожденные пороки сердца — аномалии развития сердца, которые могут привести к серьезным нарушениям работы сердечно-сосудистой системы.
Сердечно-сосудистые заболевания требуют постоянного наблюдения и лечения, и могут прогрессировать, приводя к инвалидности. При наличии таких заболеваний рекомендуется обратиться за консультацией к кардиологу или сердечно-сосудистому хирургу.
Где искать требования
Процесс оформления инвалидности описан в Постановлении Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом».
В этом документе перечислена совокупность необходимых условий для признания гражданина инвалидом :
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Оформление группы инвалидности: в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма гражданину может быть установлена I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на два года, остальные – на один год. До 18 лет присваивается категория «ребенок-инвалид». В некоторых случаях группа инвалидности присваивается на весь срок жизни, без переосвидетельствования, это делается в тех ситуациях, где невозможна корректировка состояния и очевидно, что здоровье человека не изменится в лучшую сторону с течением времени.
При присвоении инвалидности указывается ее причина:
- Общее заболевание.
- Трудовое увечье.
- Профессиональное заболевание.
- Инвалидность с детства.
- Военная травма.
- Заболевание, полученное в период военной службы.
- Заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
- И другие причины, полный список вы сможете найти в Постановлении Правительства, упомянутом выше.
Порядок действий при установлении детской инвалидности
Для того, чтобы становить детскую инвалидность необходимо получить заключение МСЭ (медико-социальной экспертизы) о наличии заболевания, мешающего нормальному функционированию организма. Направление на МСЭ дает врач после проведения обследований.
В таком случае может быть два развития ситуации: врач сам говорит родителям о необходимости прохождения комиссии или родители сообщают врачу о своем намерении добиться инвалидности для ребенка. Такое направление может выписать как врач-педиатр, наблюдающий за ребенком, так и специалист узкого профиля, по направлению которого было выявлено заболевание. Направление на МСЭ могут выписать в органах социальной защиты населения, если родители предоставят необходимые документы о выявленных врачами нарушениях в работе организма.
Важно! Инвалидность может быть оформлена ребенку и при выявлении психических отклонений в развитии. В таком случае, дать направление на МСЭ имеет право врач-психиатр или психиатрический диспансер, если ребенок наблюдается там.
После получения направления, необходимо написать заявление в бюро экспертизы на прохождение МСЭ. Перед прохождением МСЭ потребуется пройти медицинское обследование, ряд специалистов и сдать перечень анализов. После прохождения обследования, врач-педиатр пишет краткую характеристику на ребенка, в которой описывает его основные моменты биографии с рождения и до момента обследования, включая перенесенные прививки и заболевания. Акт заключения педиатра заверяется заведующим поликлиникой и после этого, родитель может обратиться в медико-социальную комиссию за признанием инвалидности.