Штраф за непроведение обязательного аудита

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за непроведение обязательного аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно закону «Об аудиторской деятельности», отсутствие данных о проведенной проверке становится основанием для наложения штрафа, в случае признания грубого нарушения законодательства возможна дисквалификация виновных в игнорировании установленных требований.

Санкции за уклонение от обязательного аудита

Важно отметить, что сам факт непроведения аудита с юридической точки зрения ненаказуем, ответственность предусмотрена исключительно из-за непредоставления аудиторского заключения (с нынешнего года сдавать его нужно не в Росстат, а в налоговую инспекцию). Отвечать перед законом за отказ от аудита или нарушение сроков его проведения придется и юрлицу, и его руководству лично.

Предусмотренные наказания:

первичное повторное
для компании/фирмы 3-5 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. и до 20 тыс. руб.
для главного бухгалтера (или иного ответственного лица) 300-500 руб. лишение права занимать аналогичные должности в течение 1-2 лет

Игнорирование требования прикладывать к бухгалтерской отчетности результаты аудита организациями, за которыми это требование закреплено законом, приравнивается к грубому нарушению. Тем не менее, многим компаниям удается наказания избежать в принципе — по той простой причине, что законодательно по таким делам срок давности установлен в 3 месяца.

Важный момент: наложение санкций не избавляет от требования выполнить проверку уже после выявления нарушения сроков и представить в ИФНС аудиторское заключение.

Цель и значение обязательного аудита

Цель аудита – это четкая общая достоверность отчетности компании, главная деталь и условие действия – это идеальное качество и эффективность работы аудитора, а обязательный аудит, в свою очередь, является изучением и опытным анализом, а также экспертизой финансовой стандартной отчетности компании на предмет точности и качества работы. Современная законная общая процедура осуществляется как для проверки работы, так и для повышения эффективности бизнеса. Сегодня она часто проводится в самых разнообразных организациях, как государственных, так и коммерческих.

Аудит имеет особый интерес для каждого инвестора, который на основе аудиторской информации оценивает риск дальнейшего вложения средств.

Современный аудит требуется проводить не только до инспекторских проверок, он имеет значение при издержках и долгах, если будут необходимы инвестиции или идет реализация бизнеса. Мероприятие сегодня будет проводиться согласно стандартам, указанным в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 2008 года. Еще момент регулируется современными Федеральными стандартами, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Проведение обязательного аудита для успешной деятельности компаний

Ежегодно предприниматели сталкиваются с необходимостью проведения важной процедуры, утвержденной законодательством. Речь идет об обязательном аудите. Правовыми документами определены четкие критерии и условия, при которых необходимы такие проверки.

Заказать обязательный аудит предприятия можно в КСК ГРУПП. Мы проводим проверки, в ходе которых удается выявить и устранить все нарушения, обнаружить угрозы и нереализованные возможности. Для нас аудит отчетности – это комплексное понятие. При его проведении используется системный подход, учитываются особенности управления, формируются рекомендации для руководства по принятию важных решений. Такая проверка позволит оптимизировать расходную часть компании, минимизировать налоговые риски.

Специалисты КСК ГРУПП проводят обязательный аудит ООО и предприятий других форм собственности, а также проверки тех структур, для которых процедура носит лишь рекомендательный характер.

Наши сотрудники:

  • проверят валидность экономико-финансовой информации, которая есть в отчетности;
  • оценят эффективность хозяйственной деятельности;
  • выявят угрозы и проведут комплекс превентивных мероприятий;
  • составят рекомендации по устранению недочетов;
  • помогут избежать конфликтов с налоговыми органами.

Проведение аудитаАудиторское заключение

По итогам формируется заключение – официальный документ, в котором содержится мнение эксперта аудиторской организации. Он составляется по установленной форме, предназначен для пользователей финансовой отчетности аудируемых лиц. В нем обязательно отражаются:

  • наименование документа;
  • данные аудируемой компании;
  • информация об аудиторе;
  • все проверенные отчеты по финансовым и бухгалтерским показателям;
  • период проверки;
  • экспертное мнение о степени достоверности данных в отчетах;
  • дата и место составления документа.

Заключение бывает:

  • Немодифицированным – при достоверности данных.
  • Модифицированным – при наличии искажений в документах.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.

Законом № ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности» утвержден перечень организаций, деятельность которых подлежит аудиторской проверке в обязательном порядке. В статье разберем, какая ответственность предусмотрена для предприятий при нарушении порядка, установленного ФЗ-307, также выясним, какие штрафы за непроведение обязательного аудита вправе взыскать контролирующие органы с организаций-нарушителей.

В случае повторного нарушения организации норм, установленных ст. 5 ФЗ-307, ответственные должностные лица компании могут быть дисквалифицированы сроком от года до 2-х лет. Под дисквалификацией подразумевается отстранение от определенных должностей и запрет на их занятие в пределах установленного срока.

  1. Компания не привлекла аудиторов для проведения обязательной проверки. Представим, что деятельность субъекта хозяйствования удовлетворяет критериям, установленным ст. 5 ФЗ-307, но при этом организация не привлекла независимых аудиторов для проведения проверки (договор не заключен, фактическая проверка не проводилась). В таком случае организация обязана оплатить штраф за непроведение обязательного аудитора.
  2. Отсутствует договор на проведение аудиторской проверки. Привлекая аудиторов, компания должна оформить гражданско-правовые отношения путем заключения договора. Если письменное соглашение с аудиторской конторой отсутствует, но при этом проверка фактически состоялась, то заключение о результатах проверки признается недействительным, а проверка считается непроведенной.
  3. Не оформлено аудиторское заключение. Цель проведения обязательного аудита – выражение экспертного мнения аудиторов о достоверности финансовой отчетности, корректности ведения учета, наличии налоговых рисков, т.д., которое оформляется в виде заключения. В случае отсутствия письменного аудиторского заключения, проверка считается непроведенной, а организация признается нарушившей ст. 5 ФЗ-307.
  4. Сокрытие информации о деятельности с целью избежать обязательной аудиторской проверки. На основании пп. 4 п. 1 ст. 5 ФЗ-307, обязательной проверке подлежат организации с годовой выручкой более 40 млн. руб. Если организация намеренно занизила финансовые показатели, в связи с чем проверка не была проведена в связи с отсутствием оснований, то при выявлении искажения отчетности компания привлекается к ответственности за непроведение обязательного аудита.
  5. Проверку деятельности участника ценных бумаг, иной кредитной или страховой организации провел индивидуальный аудитор. В соответствие с п. 3 ст. 5 ФЗ-307, обязательная проверка организации, ценные бумаги которой допущены к торгам, а также страховых компании и кредитных организаций, проводится исключительно аудиторскими компаниями. В случае привлечения такими организациями к проверке индивидуальных аудиторов, проверка считается непроведенной.
  6. Проверка проводится реже 1 раза в год. На основании п.5 ст.5 ФЗ-307, организации, которым на основании закона «Об аудиторской деятельности» вменяется обязательство аудиторской проверки, обязаны проводить такую проверку 1 раз в год. В случае если проверка проводится реже установленного периода, то организация обязана оплатить штраф за периоды, в течение которых контроль аудиторов не проводился.
Читайте также:  Прожиточный минимум в городе Москве

В тексте договора стороны отражают направление проверки (аудит финансовой отчетности, налоговых рисков, т.п.), указывают программу и график контрольных мероприятий, а также фиксируют обязательства по предоставлению аудиторами заключения в установленной форме.

Неопубликование на странице в сети интернет аудиторского заключения в составе годовой отчетности в установленный срок является нарушением требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на финансовых рынках, и может повлечь наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 30-50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн. руб. рублей (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ). Срок давности – один год с даты совершения правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

В частности, его проведение предусмотрено для бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (кроме органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов), объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которых за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 закона об аудите).

Заключение может иметь два варианта. Первый является немодифицированным, то есть нет отклонений в отчетности и все соответствует заявленным данным и полученным результатам. Во втором случае заключение будет модифицированным. Такой вариант означает, что найдены недостатки, отклонения, искажения или нет достоверных данных, то есть возможны различные неточности, но они не были обнаружены.

В статье 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ прописан перечень случаев, когда проведение аудита обязательно. В частности, это касается всех ОАО, кредитных и некоторых видов финансовых организаций, а также компаний, чья выручка за предшествующий год превышает 400 млн. руб. или сумма активов превышает 60 млн. руб.

  • кредитные организации, страховые фирмы, клиринговые компании, бюро кредитных историй, управляющие компании инвестиционных фондов;
  • организации, которые в соответствие с пп.5 п.1 ст.5 обязаны публиковать финансовую отчетность;
  • компании с объемом годовой выручки более 400 млн. руб., а также фирмы с ростом активов более 60% по сравнению с предыдущим годом;
  • участники рынка ценных бумаг.

Правоприменительная практика в России

Кейс 1. Общество подлежало обязательному аудиту, но не предоставило аудиторское заключение в установленный срок. Организации был назначен штраф в размере 700 000 руб., однако судом было принято во внимание наличие ряда обстоятельств, допускающих снижение суммы штрафа до 350 000 руб. Данный штраф был оспорен Обществом, но суд оставил штраф без изменений (Постановление от 22.12.2022 г. по делу N А26-2508/2022 Арбитражного суда Северо-Западного округа).

Кейс 2. Общество предоставило аудиторское заключение позже установленного срока. Причиной нарушения срока предоставления было несвоевременное заключение договора на аудит. В суде Общество аргументированно заявило, что в установленный период не имело доступных денежных средств для оплаты аудиторских услуг. Суд снизил размер штрафа до 350 000 руб., но сам штраф оставил без изменений (Постановление от 22.04.2019 № Ф03-1384/2019 Арбитражного суда дальневосточного округа).

Кейс 3. Аудиторское заключение не было опубликовано на сайте Общества. Судом было учтено обстоятельство, что нарушение носит малозначительный характер, однако штраф был не отменен, но снижен с 700 000 руб. до 350 000 руб (Постановление от 26.08.2022 по делу N А26-2508/2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда).

Кейс 4. Аудиторское заключение было вовремя получено и опубликовано на сайте Общества, но не хранилось там необходимое обговоренное законом время (5 лет). Судом было назначено наказание в виде штрафа 100 000 руб. Данный штраф был оспорен Обществом, но суд оставил штраф без изменений (Постановление от 20.03.2020 по делу N А53-38327/2019 Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда).

Как видно из приведенных примеров в суде часто получается снизить сумму назначенного штрафа за неопубликование АЗ или его несвоевременное удаление с сайта компании, в том числе (при аргументированной позиции в суде) даже ниже минимальной предусмотренной законом суммы. Однако сами штрафные санкции суды как правило оставляют в силе.

Читайте также:  Сроки уплаты налогов в 2023 году

Стоит отметить, что во многих иностранных юрисдикциях аналогичное законодательство намного жестче. Например, в США штрафы за непрохождения обязательного аудита доходят до 25 тыс. долларов либо (в зависимости от типа компании) может быть назначен штраф в виде существенной доли (до 25%) от общей суммы уплаченных компанией налогов за год. Более того, руководство компании может быть привлечена к уголовной ответственности. А размер штрафов и наказания зависят от конкретных обстоятельств дела и могут быть крайне значительными.

Однако более серьезные последствия ждут компанию при некачественном проведении аудита, и самые серьезные из них связаны с подачей налоговой отчетности с ошибками и неточностями.

Кому нужен обязательный аудит

В статье 5 Закона №307-ФЗ перечислены организации, которые обязаны проводить аудит финансовой отчетности. В зависимости от юридической формы собственности, размера компании, применимых правил бухгалтерского учета в первую очередь проверяются:

  • акционерные общества
  • публично-правовые компании.
  • негосударственные, паевые фонды (кроме государственных внебюджетных);
  • страховые компании;
  • кооперативные сберегательные и кредитные союзы;
  • юрлица, действующие в соответствии с положениями о торговле ценными бумагами и положениями об инвестиционных фондах;
  • подразделения, действующие в соответствии с положениями об организации и деятельности пенсионных фондов;
  • акционерные общества, за исключением обществ, находящихся в организационном состоянии.

Проверка финансовой документации обязательна и для других организаций, которые в предыдущем финансовом году, для которого была подготовлена финансовая отчетность, выполнили как минимум два условия:

  • годовой доход превышает 400 млн рублей;
  • баланс организации – более 60 млн рублей.

Ответственные лица компании должны быть знакомы с нормативными актами проведения, специфическими для отрасли, потому что очень часто именно из этих нормативных актов возникает обязательство по аудиту.

Организации подлежащие обязательному аудиту

Процедура обязательного аудита осуществляется на основании закона «Об аудиторской деятельности». Юридические лица и индивидуальные предприниматели каждый год подлежат детальному экспертному анализу в том случае, если отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

  • Компания специализируется на кредитной, страховой, микрофинансовой деятельности;
  • Организация является фондом негосударственного пенсионного обеспечения;
  • Компания обладает ценными бумагами, имеющими доступ к организационным торгам;
  • Организация обязана раскрывать информацию о годовой консолидированной бухгалтерской отчётности;
  • В остальных случаях, если того требует закон.

Штрафы за непроведение обязательного аудита

В том случае, если по какой — либо причине учредители не предоставили аудиторское заключение контролирующим органам, считается, что проверка и вовсе не осуществлялась. В связи с этим, на руководство предприятия неизбежно произойдет наложение штрафов.

Согласно КОАП (кодекс об административных правонарушениях), размер штрафа может быть:

  • От 5 000 до 10 000 рублей, при первичном нарушении;
  • До 20 000 рублей при повторном нарушении, либо снятие должностного лица на 1 — 2 года.

Штрафы, которые определяет РОССТАТ (Федеральная служба государственной статистики), равны следующим показателям:

  • 300 — 500 рублей на должностное лицо;
  • 3 000 — 5 000 рублей на юридическое лицо.

Если заключение о проверке отправляется с заведомо ложными данными или в неполном объёме, существует риск получения административного штрафа от Банка России:

  • 30 000 — 50 000 рублей для должностного лица, либо снятие с должности на период от 1 года до 2 лет;
  • 700 000 — 1 000 000 рублей для юридического лица.

Отметим, что даже при наложении и последующей уплате штрафа, фирма обязана предоставить аудиторское заключение в контролирующие органы.

Периодические экспертные проверки деятельности помогают избежать ряда проблем и ошибок, гарантируя успешность и стабильность бизнеса. Специалисты “Компания Аквитенс” проведут аудиторскую проверку отчётности Вашей организации на самом высоком уровне и в короткие сроки.

Если организация должна проводить обязательный аудит своей годовой отчётности, значит вместе с экземпляром бухгалтерской отчетности нужно сдать в установленный срок и аудиторское заключение в местное подразделение Росстата (по месту учета). Иначе штрафные санкции за обязательный аудит такие (ст. 19.7 КоАП РФ):

  • на фирму в целом – от 3 до 5 тыс. рублей;

  • на бухгалтера (скорее всего) – от 300 до 500 рублей.

Законом установлено 2 варианта срока, когда аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно поступить в Росстат (ч. 2 ст. 18 Закона

  • В общий срок вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

  • В течение 10 рабочих дней с даты готовности заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за отчётным. При условии, что заключение не было готово вовремя.

Причем ст. 19.7 КоАП РФ охватывает сразу 2 нарушения (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ):

  • Неподача в неполном объеме бухгалтерской (финансовой) отчетности.

  • Неподача аудиторского заключения о такой отчетности.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Размещение на Федресурсе — обязательная процедура. Однако, в отличии от ГИБ РО, это неполная публикация. Указывается только основная часть сведений:

  • кто проводил аудит;
  • какая отчетность была проверена и период;
  • заключение аудитора и основания;
  • иные сведения, которые предусмотрены пунктом 6 статьи 5 закона об аудиторской деятельности.

Чтобы разместить необходимые сведения, руководителю организации требуется получить электронную цифровую подпись. Использование специального программного обеспечения возможно на сайте Федресурса совершенно бесплатно. При этом публикация данных будет платной. Если руководитель не имеет ЭЦП, допускается привлечение нотариуса, который воспользуется своей электронной цифровой подписью и самостоятельно публикует сообщение.

Если информация не будет размещена, руководителя привлекут к административной ответственности, а именно:

  • за нарушение сроков размещения на Федресурсе может быть выписан штраф до 5 тыс рублей или предупреждение;
  • за непредставление данных или дачу ложной информации — штраф от 5 до 10 тыс рублей;
  • за повторные нарушения — штраф от 10 до 50 тыс рублей или даже дисквалификация руководителя на срок до 3 лет.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Публичные и непубличные акционерные общества обязаны раскрывать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Чаще всего для этого ее размещают на официальном сайте организации. На процесс отводится три дня с даты составления заключения, но не позднее трех дней с даты истечения срока предоставления экземпляра годовой финансовой отчетности.

В 2021 году этот срок ограничивается 5 апреля, т.к. ограничения по размещению аудиторского заключения попадает на выходной день, 3 апреля.

Важное замечание про АО, имеющие ценные бумаги и получившие допуск к организованным торгам. Они тоже публикуют промежуточную отчетность вместе с заключением (если эта документация подлежала аудиту).

За нарушение порядка и сроков раскрытия сведений грозят серьезные штрафы. Они намного выше нарушений правил Федресурса. Должностным лицам может быть выписан штраф в размере от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация руководителя на срок до 2 лет (п.2 с.15.19 КоАП РФ). Дополнительно на компанию налагается штраф от 700 тыс рублей до 1 млн рублей.

Штраф за непроведение соут в 2023 году

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2023г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Организация не подлежит обязательному аудиту 2023

но напротив, поможет сделать упор не на количестве, а качестве проверок. участниками рынка аудиторских услуг активно обсуждаются планирующиеся поправки в федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-фз, связанные с наделением банка россии полномочиями по контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности. в данный момент законопроект только предполагается внести в госдуму, однако аудиторское сообщество уже бурлит.

при проведении финансовой проверки организация обязана страховать риски по ответственности за нарушения пунктов договоров, чтобы не допустить штрафа. какие организации подлежат обязательному аудиту в 2023 году непроведение данной процедуры контроля может сопровождаться штрафом и другими санкциями.

То есть, какие организации подлежат обязательному аудиту, надо буквально выуживать из различных законодательных актов. Более того: организации, подлежащие обязательному аудиту в 2023 году и позже, не приведены даже в профильном Законе 2008 года «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ. Хотя в этом Федеральном законе есть открытый перечень, отчетность каких организаций подлежит обязательному аудиту.

В зависимости от вида деятельности к организациям, подлежащим аудиту относятся: Финансовые показатели: В зависимости от финансовых показателей, аудиту подлежат: За исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

Закон об обязательном аудите ФЗ 307 был принят еще в 2008 году, но определенные изменения для организаций были приняты даже в июле 2023 года. При проведении финансовой проверки организация обязана страховать риски по ответственности за нарушения пунктов договоров, чтобы не допустить штрафа.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *