Чернобыльские пенсии в 2024 году в Украине
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чернобыльские пенсии в 2024 году в Украине». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Украине с 2024 года вступают в силу новые нормативы пенсий для Чернобыльцев. Это решение принято с целью повышения социального обеспечения и улучшения условий жизни людей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Преимущества повышения пенсий Чернобыльцам
1. Справедливость и уважение
Повышение пенсий Чернобыльцам в Украине в 2024 году свидетельствует о стремлении государства признать и отдать должное тем, кто пострадал от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это демонстрирует уважение и поддержку категории людей, которых непосредственно затронули последствия аварии, и создает ощущение справедливости для них и их семей.
2. Улучшение материального положения
Повышение пенсий позволяет Чернобыльцам получать больше финансовых средств каждый месяц. Это поможет им лучше справляться с возросшими расходами на лечение, лекарства и жизненно необходимые товары. Также, это может дать им возможность улучшить качество жизни и позволить себе ранее недоступные возможности.
3. Обеспечение достойного уровня жизни
Увеличение пенсий способствует обеспечению Чернобыльцам достойного уровня жизни. Большая сумма пенсии позволяет им покрыть основные нужды, включая питание, одежду, жилище и коммунальные услуги. Расширенный бюджет позволяет им чувствовать себя более комфортно и обеспечивать себя и своих близких без лишнего напряжения и финансового стресса.
Проблемы и вызовы, связанные с повышением пенсий
Во-первых, проблема финансирования. Повышение пенсий требует дополнительных средств из государственного бюджета. Украина уже сталкивается с экономическими трудностями, поэтому необходимо найти источники финансирования для повышения пенсий Чернобыльцам без ущемления интересов других социальных категорий.
Во-вторых, необходимо установить критерии и механизмы определения права на повышение пенсии для членов ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Это включает подтверждение статуса Чернобыльца, определение уровня его участия в ликвидации аварии и установление соответствующих выплат.
Также важно разработать эффективные системы контроля и надзора за распределением финансовых средств для повышения пенсий. Это поможет предотвратить злоупотребления и обеспечить справедливое распределение средств между Чернобыльцами.
Для успешного решения этих проблем необходимо привлечение специалистов и экспертов в области социальной защиты, финансирования и права, а также участие общественности и организаций Чернобыльцев. Совместные усилия и диалог между различными заинтересованными сторонами могут способствовать разработке эффективных и справедливых решений по повышению пенсий Чернобыльцам в Украине в 2024 году.
Повышение надбавки за проживание в зоне радиоактивного загрязнения
В 2024 году пенсионеры, проживающие в зоне радиоактивного загрязнения, смогут рассчитывать на повышение надбавки к своей пенсии. Согласно проекту бюджета на 2024 год, предусматривается увеличение этой надбавки для тех, кто проживает в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Это важный шаг в обеспечении социальной защиты для чернобыльцев и тех, кто по-прежнему испытывает последствия радиоактивного загрязнения.
Повышение надбавки за проживание в зоне радиоактивного загрязнения будет осуществлено в рамках трехэтапного перерасчета выплат пенсий. В январе пенсия будет увеличена для тех, кто получает минимальную и максимальную пенсию. В январе и июле, пенсия повысится для пенсионеров 65 лет с полным страховым стажем. В марте будет проведена индексация пенсий для всех, чьи пенсии индексируются по плану. Это означает, что пенсионеры, проживающие в зоне радиоактивного загрязнения, будут получать дополнительное увеличение своей пенсии, чтобы компенсировать условия, в которых им приходится жить.
Текущее положение дел с пенсиями ликвидаторов ЧАЭС 2 категории
Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, которые относятся к 2 категории (так называемые «жителей города Припять»), до сих пор сталкиваются с проблемами в получении своих пенсий. Эта категория ликвидаторов включает людей, работавших на ЧАЭС в период с 27 апреля 1986 года по 31 декабря 1987 года и выполнявших задачи по ликвидации последствий аварии.
Одной из основных проблем является недостаточное финансирование пенсий ликвидаторам ЧАЭС 2 категории. Вследствие этого многие из них получают пенсии ниже прожиточного минимума, что создает серьезные трудности в их повседневной жизни.
Другой проблемой является сложность процедуры получения пенсии. Часто ликвидаторам приходится обращаться в несколько инстанций и собирать различные документы, чтобы подтвердить свой статус и право на получение пенсии. Это требует времени и значительных затрат на коммуникацию и оформление документов, что затрудняет процесс получения пенсии.
Также следует отметить, что некоторые ликвидаторы ЧАЭС 2 категории, особенно те, кто в настоящее время проживает за пределами Украины, сталкиваются с дополнительными проблемами при получении своих пенсий. Они вынуждены обращаться в посольства и консульства Украины, что является неудобным и затратным процессом.
Перспективы изменения пенсионного законодательства в Украине
В настоящее время ликвидаторы ЧАЭС 2 категории получают особую категорию пенсий, учитывающую их работу на ликвидации последствий крупнейшей ядерной катастрофы. Однако сроки получения этой пенсии ограничены, и с 1 января 2024 года она прекращает выплачиваться.
На данный момент в Украине ведутся дискуссии о дальнейших мерах по поддержке ликвидаторов ЧАЭС 2 категории после истечения срока специальной категории пенсий. Одним из предлагаемых вариантов является продление выплаты пенсий ликвидаторам до достижения пенсионного возраста без учета стажа.
Представители ликвидаторов ЧАЭС и общественные организации настаивают на необходимости сохранения особой категории пенсий и продления ее срока действия. Они указывают на тот факт, что ликвидаторы выполнили значительную работу по ликвидации Чернобыльской АЭС, часто подвергая себя опасности и риску здоровью. Поэтому обещанные государством пенсии должны быть выплачены ликвидаторам до самого пенсионного возраста.
Однако для реализации этой идеи потребуется соответствующие изменения в пенсионном законодательстве. Это может позитивно сказаться на пенсионных правах ликвидаторов ЧАЭС и обеспечить им достойные условия жизни в старости.
Чтобы найти решение проблемы с пенсиями ликвидаторов Чернобыльской АЭС 2 категории в 2024 году, необходимо провести дальнейшие обсуждения и принять во внимание интересы ликвидаторов и требования общества.
Планируемая индексация минимальной пенсии в 2024 году
В госбюджете Украины на 2024 год предусмотрена индексация минимальной пенсии, включая пенсии чернобыльцам, которая составит 2361 гривен.
Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что пенсионная реформа нацелена на улучшение жизненных условий пенсионеров и достижение уровня пенсий в размере 30-50% средней зарплаты. Одной из мер, предусмотренных в плане, является индексация минимальной пенсии с целью обеспечения достойного уровня жизни для граждан Украины.
Новая балльная система начисления пенсий позволит выровнять выплаты для пенсионеров, вышедших на пенсию ранее, и привести их до современного уровня. Это коснется и чернобыльцев, которые с большим ожиданием ожидают повышения своих пенсий. Планируемая индексация минимальной пенсии в 2024 году будет способствовать улучшению финансового положения этих людей, которые страдали от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Возраст | Минимальная пенсия в 2023 году, гривен | Минимальная пенсия в 2024 году, гривен |
---|---|---|
До 65 лет | 1913 | 2361 |
65 лет и старше | 1913 | 2361 |
Дополнительные выплаты и государственная поддержка чернобыльцам
В этом разделе будет рассказано о дополнительных выплатах и государственной поддержке, которые могут быть предоставлены чернобыльцам. В 2024 году Украина продолжает стремиться к обеспечению надлежащего уровня жизни для людей, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Государство осознает необходимость оказания помощи тем, кто по-прежнему страдает от последствий аварии.
Одной из форм государственной поддержки являются дополнительные выплаты, предназначенные для улучшения финансового положения чернобыльцев. Эти выплаты могут включать компенсации за потери здоровья, возмещение расходов на лекарства, медицинское обслуживание и другие социальные нужды. Государство также предоставляет материальную помощь чернобыльцам в виде ежемесячных денежных выплат.
Дополнительные выплаты и поддержка | Категории чернобыльцев |
---|---|
Компенсация за потери здоровья | Все пострадавшие от аварии на Чернобыльской атомной электростанции, имеющие соответствующую медицинскую документацию |
Возмещение расходов на лекарства и медицинское обслуживание | Чернобыльцы, нуждающиеся в постоянном лечении и получении лекарственных препаратов |
Социальная поддержка | Чернобыльцы, находящиеся в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся в материальной помощи |
КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Временным порядком предоставления права льготного проезда в пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики, утвержденным постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 08.06.2022 № 326/18 (с изменениями) определено право граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы 1 и 2 категории, на льготный проезд в пассажирском транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) в Луганской Народной Республике — в размере 100 % скидки, и в пассажирском транспорте общего пользования междугородного сообщения (кроме такси) в Луганской Народной Республике — в размере 50% скидки.
Категории граждан, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, определяются согласно законодательства, применяемого на территории Луганской Народной Республики в соответствии с пунктом 3 главы 5 Закона Луганской Народной Республики «О нормативных правовых актах в Луганской Народной Республике» от 08.11.2022 № 278-II в части, не противоречащей Конституции Луганской Народной Республики, международным договорам Луганской Народной Республики, законам и иным нормативным правовым актам Луганской Народной Республики, гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.
В преддверии памятной даты — Дня чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции временно исполняющий обязанности начальника отдела персонифицированного учета льготных категорий граждан и инвалидов, ветеранов войны и труда управления труда и социальной защиты населения Администрации Оксана Забовская в ходе интервью рассказала о социальной политике в отношении данной категории населения.
Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 05.06.2022 № 312/18 «Об утверждении Временного порядка предоставления услуг по бесплатному зубопротезированию отдельных категорий граждан, проживающих на территории Луганской Народной Республики» предусмотрено предоставление услуг по бесплатному зубопротезированию лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы 1-3 категорий, в том числе несовершеннолетним детям.
гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, предусмотрено предоставление 50 % скидки при оплате за жилищно-коммунальные услуги, но только тем лицам, которые в установленном порядке прошли перерегистрацию (верификацию) в органах труда и социальной защиты населения, и относятся к соответствующим категориям: граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 1 категории; граждане, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы 2 категории; вдовы (вдовцы) и опекуны (на момент опекунства) детей умерших граждан, смерть которых связана с Чернобыльской катастрофой 1 и 2 категорий; семьи, которые воспитывают ребенка – инвалида ЧАЭС.
- Зона отчуждения. Такой район расположен рядом с 40мя реакторами. На этой территории запрещается проживать людям и вести любую производственную деятельность.
- Зона отселения. С данного района переселяются люди для уменьшения нанесения вреда радиационным фоном. Люди, которые уехали оттуда, имеют право на обеспечение льготами.
- Зона с правом на отселение. В данном районе есть постоянный контроль со стороны медиков, замеров уровня радиационного поражения. В зоне проходит регулярная профилактика охраны здоровья. Люди, которые захотели уехать, будут обеспечены льготами.
- Зона с уровнем радиации на допустимом уровне. Жители, проживающие в данной местности, имеют права на скидки и государственную поддержку.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
На 5,9% – это официально подтвердил член Правительства Российской Федерации, министр труда и социальной защиты, Антон Котяков. На такой коэффициент повысились потребительские цены на продукты в РФ за 2024 года, а государство взяло на себя обязательства обеспечить реальную покупательную способность пенсионного обеспечения.
- те, кто после достижения пенсионного возраста не накопил достаточно страхового стажа или пенсионных баллов, чтобы выйти на страховую пенсию (социальная пенсия им назначается через 5 лет после достижения обычного пенсионного возраста);
- представители коренных народов Севера, достигшие 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины);
- дети-инвалиды, инвалиды с детства или инвалиды, не имеющие ни дня страхового стажа;
- дети, оба родителя которых неизвестны;
- иностранцы, прожившие в России минимум 15 лет и достигшие пенсионного возраста, но не получившие права на страховую пенсию.
- Дети-инвалиды, инвалиды с детства инвалиды всех трех групп.
- Лица, не достигшие совершеннолетия или не достигшие 23-летнего возраста при условии, что у них погиб один или оба родителя либо местонахождение их признано неустановленным по суду.
- Граждане, официально отнесенные к малочисленным народам Крайнего Севера.
- Лица, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие трудовой стаж или необходимые баллы для начисления страховой выплаты.
- Семьи погибшего военнослужащего по потере кормильца.
- Участники ВОВ, если они получили любую группу инвалидности после совершенного против них преступления или по собственной халатности.
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Пенсионное обеспечение
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность | Ежемесячный размер* |
1 группа | 23 845,45 |
2 группа | 11 922,73 |
3 группа | 5 961,36 |
В Конституционный Суд обратился Алексей Львович, который был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября 1986 года, где исполнял обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. В дальнейшем мужчина перенёс лучевую болезнь и другие заболевание, полученные в связи с работой в непосредственной близости с ЧАЭС.
В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.
Какие пенсии получают чернобыльцы в Украине
Размер пенсий для чернобыльцев в зависимости от группы инвалидности должен быть не меньше:
- 8187 гривен – у І группы,
- 6549 гривен – у ІІ группы,
- 5048 гривен – у ІІІ группы.
Дополнительные пособия на работе
Также стоит обратить внимание на новости для чернобыльцев в Украине в 2023 году касаемо рабочих мест на предприятиях и сохранения зарплат. Также стоит рассмотреть еще несколько важных видов пособий, которые предлагаются чернобыльцам от государства в 2023 году. При переводе на более низкий трудовой оклад из-за состояния здоровья сотрудника, ему будет положена выплата на протяжении года. Это сумма разницы между предыдущим заработком и заработком на новой работе до того, как была установлена инвалидность или снятия статуса инвалида (срок до 1 года). Стоит обратить внимание на следующие льготы:
- чернобылец при условии, что он временно не работает, получает выплаты (пособия) сумма, которых составляет 100% от среднего заработка, при этом страховой стаж не учитывается;
- выплата работающим лицам, имеющим группу инвалидности и временную невозможность работать на срок 4-5 месяцев подряд.
В Украине повысили пенсии «чернобыльцам». Кто сколько получит
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
- Адвокаты
- Юристы
- Нотариусы
- Суды
- Прокуратуры
- Налоговые инспекции
- Государственные администрации
- Пенсионные фонды
- Полиция
- Центры занятости
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Ужгород
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
- Винница
- Днепр
- Житомир
- Запорожье
- Ивано-Франковск
- Киев
- Кропивницкий
- Луцк
- Львов
- Николаев
- Одесса
- Полтава
- Ровно
- Сумы
- Тернополь
- Харьков
- Херсон
- Хмельницкий
- Черкассы
- Чернигов
Непосредственные ликвидаторы и участники ядерных испытаний и военных учений с применением ядерного оружия, если они получили вследствие этого инвалидность, имеют право на госпенсии. Ее размер – 5 минимальных зарплат.
Сколько будут получать чернобыльцы с инвалидностью:
- для первой группы – 16 080 гривен,
- для второй группы – 12 987 гривен,
- для третьей группы – 8 917 гривен.
Чернобыльские Пенсии В 2022 Году В Украине
Минимальщикам надо создавать свою ОРГАНИЗАЦИЮ,иначе всегда будем в жопе,сытый голодному не товарищ. И бороться надо не мирными ходаками-это бег осла за пучком сена. Поймите одно,у кого максималка -тому на вас на-ть и всякие призывы,где справедливость, им до одного места ,хотя вы делали одну и туже работу ,в одно и тоже время,в одной части. У вас все одинаково-но вот пенсия в три раза меньше- справедливость торжествует.
Ви знаете знову будуть говорити що ми дилимо ликвидаториав. Але вибачте …. пройшла пенсийна так звана реформа як говорять чиновники по справедливости.. а деж та справедливисть навищо нам архивни довидки в архивний довидци написано де хто був скильки ренген отримав в якому роци …и що виходить .. людина яка просидила у склади чи штаби пидвозила ликвидаторив до станции але й ногою не ступили на територию а дехто зовсим не був биля неи отримують максимальни пенсии а ти хто був в самому пекли- минималка… и це що справедливо? Ни. Багато говорять що дийсних ликвидаторив 86 року вже нема… брехня… ми ще живи… и хочемо жити так як ми заслужили. Чому на даний момент ти що на передовий отримують одни виплати а ти що в тилу иншу. И дуже багато ЧОМУ ЧОМУ ЧОМУ
1) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения:
Инвалидам «чернобыльцам» вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности от военной травмы по государственному пенсионному обеспечению. При этом, назначение второй страховой пенсии по старости может быть осуществлено, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (балла), определенной законом с учетом переходных норм ( в 2018г- не менее 13,8 балла, к 2025году- в размере не менее 30 баллов).
Согласно Закону № 1244-1, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» при наличии определенной продолжительности страхового стажа ( в 2018г –не менее 9лет и постепенно такой стаж увеличивается к 2024г до 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента- балла (в 2018- не менее 13,8 балла, к 2025-не менее 30), или в соответствии с Законом №166-ФЗ- при стаже не менее 5 лет.
Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.
2595 смолян, пострадавших в результате радиационных катастроф получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) через органы ПФР области согласно норм федерального законодательства. Что касается компенсационных выплат, то они устанавливаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения.
Пенсия в Украине: чернобыльцам решили увеличить выплаты
Пенсии в Украине считаются по следующей формуле:
- средняя зарплата за последние три года по стране * соотношение собственной зарплаты к средней по стране * стаж в годах * 1 %.
Во время осовременивания на 11% повысят расчетный размер средней зарплаты за три года, на основании которой считается пенсия. Однако при этом повышать будут только расчетный размер. То есть без учета надбавок за сверхстаж, доплат для отдельных категорий и т.д.
Размер индексации (11%) – половина от динамики роста средних зарплат за прошедшие три года плюс половина от прошлогодний инфляции. Данные точной статистики появятся только в марте, но чиновники уже подсчитали, что это будет около упомянутых 11%.
В Минсоцполитики обнародовали информационный календарь с графиком повышения пенсий в Украине на следующий год. Согласно графику, выплаты будут повышать так:
С 1 января с 2100 до 2400 гривен вырастут выплаты для пенсионеров в возрасте от 65 лет, имеющих 30 лет (женщины) и 35 лет (мужчины) страхового стажа. Это повышение связано с ростом минимальной зарплаты с 5 000 до 6 000 гривен.
С 1 марта будет проведена индексация пенсий. Она планируется на уровне 11%.
Для работающих пенсионеров автоматически пересчитают пенсии с учетом размера зарплаты и стажа работы.
С 1 июля пенсии для пенсионеров в возрасте от 65 лет, имеющих страховой стаж 30 лет (для женщин) и 35 лет (для мужчин), вырастут с 2400 до 2600 гривен. Это связано с повышением минимальной зарплаты до 6500 гривен.
В июле вводятся ежемесячные доплаты в размере до 400 гривен для пенсионеров в возрастной категории 75-80 лет. Для них уровень минимальной пенсии устанавливается в размере 2500 гривен при наличии страхового стажа (минимум 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин).
При достижении 80 лет размер надбавки увеличивается до 500 гривен, а минимальная пенсия — до 2600 гривен (при наличии страхового стажа: минимум 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин). Для одиноких пенсионеров этой категории размер минимальной пенсии вырастет до 3342 гривен (с учетом помощи по уходу).
Также на июль запланировано повышение пенсионного минимума до 1854 гривен и надбавок к пенсиям:
- за сверхнормативный стаж;
- участникам и инвалидом войны;
- ликвидаторам аварии на ЧАЭС;
- за особые заслуги и т.д.
С 1 декабря прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц повышается с нынешних 1712 грн до 1769 грн – на 57 грн, или на 3,3%. Соответственно, 1769 грн будет составлять минимальная пенсия для новых пенсионеров.
Таким же будет размер социальной помощи для тех, кто достиг пенсионного возраста, но не имеет достаточно стажа для получения пенсии, и для лиц с инвалидностью.
Поскольку, согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «пенсии, другие виды социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом».
Эти выплаты останутся на таком же уровне и в первой половине следующего года. Очередное повышение прожиточного минимума запланировано только на июль 2021-го.
Одновременно с ростом прожиточного минимума увеличивается и максимальный размер пенсий. Он составляет 10 прожиточных минимумов. Соответственно, с 1 декабря максимальная пенсия сможет достигать 17 690 грн.
Кроме пенсий и соцпомощи, увеличиваются различные пенсионные надбавки и выплаты, «привязанные» к прожиточному минимуму.
А вот для пенсионеров старше 65 лет, которые имеют 30 лет стажа (женщины) и 35 лет (мужчины), минимальная пенсия рассчитывается, исходя из минимальной зарплаты, а не прожиточного минимума.
Поэтому повышение прожиточного минимума не повлияет на пенсии этих людей. Но их пенсии повышали совсем недавно – в сентябре, когда выросла минимальная зарплата. Сегодня минимальная выплата для таких пенсионеров составляет 2000 грн (40% от минимальной зарплаты).
Напомним: правительство Алексея Гончарука планировало «отвязать» большинство выплат от прожиточного минимума и при этом повысить сам минимум до размера реального. Однако после отставки того Кабмина соответствующий законопроект был отозван.
После пенсионной реформы 2017 года в Украине появилась категория людей пенсионного возраста, которые не имеют права на пенсию. Это те, кто большую часть своей жизни не работал или работал нелегально (с их зарплаты не платились пенсионные взносы). Таким людям начисляют не пенсию, а государственную помощь, которая равна прожиточному минимуму.
В 2020 году право на пенсию имели лишь те, кому исполнилось 60 лет и кто имел страховой стаж 27 лет. Если меньше – можно претендовать только на соцпомощь в размере прожиточного минимума.
С 2021 года 60-летние смогут оформить пенсию только при наличии стажа не менее 28 лет.
Также в 2021 году смогут оформить пенсию те, кому исполнилось 63 года и кто имеет стаж от 18 до 28 лет. Или те, кому исполнилось 65 лет и чей стаж от 15 до 18 лет.
Кстати, 31 декабря 2020 года истекает срок действия «Порядка назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату», который был утвержден постановлением Кабмина №1098 от 27 декабря 2017 года.
Этот факт некоторые СМИ истолковали как отмену пенсий для людей, которым не хватает стажа. Однако правильнее было бы сказать, что с 2021 года повысится возраст, с которого будут назначать госпомощь по возрасту.
До конца 2020 года право на такую помощь имеют люди, достигшие 60-летнего возраста и имеющие 15 лет стажа. С 2021 года госпомощь по возрасту будут назначать с 65 лет. Раньше этого возраста можно претендовать только на помощь по малообеспеченности.
Если для получения пенсии (а не соцвыплаты) не хватает нескольких лет стажа, его можно докупить – постепенно или сразу. Правда, платить придется немало.
«Докупать» стаж постепенно – значит, добровольно платить ЕСВ. Такой договор о добровольном социальном страховании можно заключить в местной налоговой.
Плата составит 22% от минимальной зарплаты – это минимальный размер единого социального взноса. Сейчас это 1100 грн в месяц, в 2021 году будет 1320 грн.
Отметим, что пенсионные выплаты окажутся все равно больше – как мы сообщали выше, с 1 декабря 2020 года минимальная пенсия составит 1769 грн, в декабре 2021-го это будет уже 1934 грн.
По такой схеме можно оплачивать столько лет стажа, сколько не хватает до пенсии. А вот если есть желание докупить недостающий стаж «оптом», заплатить придется в двойном размере – около 44% от минимальной зарплаты за каждый месяц (более точно посчитают в налоговой, поскольку существует «скидка за опт» – уменьшенный коэффициент).
Но таким образом можно купить не более 5 лет недостающего стажа.
Напомним, что в Украине продолжаются попытки запустить накопительную пенсионную систему.
Теперь Кабмин предложил ввести профессиональные накопительные пенсии для отдельных категорий лиц до 35 лет и тех, кто имеет право на льготные пенсии.
Соответствующий проект закона согласовал Кабинет министров, сообщил народный депутат Алексей Гончаренко. Теперь документ передадут парламенту.
Каждый чернобылец, претендующий на получение льгот и пособий должен иметь соответствующее удостоверение. Документ оформляется и выдается органами социальной защиты.
Алгоритм оформления удостоверения в 2021 году:
- собрать пакет всех документов, подтверждающих право на получение привилегий (справка об инвалидности и т.д.);
- документы на родственников, детей и вдов с подтверждением их статуса;
написать соответствующее заявление; - дождаться решения (ответ поступает в письменном виде на адрес фактического проживания);
- забрать удостоверение лично под роспись.
Время оформления документа составляет до двух месяцев. Вся информация от заявителя тщательно проверяется на достоверность.
Мотивированный отказ направляется также по почте. Причиной этому может послужить неправильно собранный пакет документов или заполненное заявление. Гражданину разрешается устранить ошибки и подать заявление повторно.
С полученным удостоверением можно обращаться во все инстанции, отвечающие за предоставление льгот. Многофункциональные центры, ЖКХ, образовательные учреждения и другие.
Каждое заявление рассматривается в индивидуальном порядке. После назначения льгот и пособий, гражданин вправе выбрать и установить ту компенсацию, в которой он нуждается больше всего.
Видео: Государство требует по 9 миллионов от ликвидаторов аварии в Чернобыле.
Граждане, получившие лучевую болезнь по причине взрыва на ЧАЭС. Данная категория включает как обычных граждан, так и тех, кто непосредственно боролся с последствиями аварии.
Граждане, получившие инвалидность из-за случившейся катастрофы. В данную категорию входят обычные граждане, военнослужащие, военнообязанные. Также сюда включены работники ОВД и сотрудники всех пожарных служб, работавшие в зоне отчуждения. В данную категорию также входят граждане, выступавшие в качестве доноров косного мозга для больных, пострадавших от лучевой болезни
Помимо ЕДВ федеральным льготникам полагается набор социальных услуг (НСУ). Такая помощь предоставляется в натуральной форме или, по выбору гражданина, заменяется на денежную компенсацию. Стоимость НСУ входит в состав ежемесячной выплаты, поэтому:
- выплаты, которые сравнивают нынешний доход с ранее существующим, если гражданин был вынужден перейти на другую работу по состоянию здоровья. Средства выплачиваются до того времени, пока лицо не будет восстановлено или пока ему не присвоят инвалидность;
- выплаты из-за временной невозможности осуществлять трудовую деятельность в размере сто процентов от средней зарплаты;
- выплаты каждый месяц чернобыльцам и ребенку, над которым имеется опекунство и не достигшему возраста в четырнадцать лет;
- выплаты каждый месяц, которые компенсируют причиненный вред здоровью.
Детям-инвалидам предоставляются дополнительные льготы. В законодательство, которое касается лиц, пострадавших в ходе аварии на Чернобыльской атомной электростанции, было решено внести изменения. Новые поправки имеют отношения к детям лиц, которые жили на территории Чернобыля. Место рождение ребенка не принимается во внимание.
Планируемые реформаторские мероприятия, касающиеся пенсионного обеспечения, затронут возраст ухода на заслуженный отдых. Граждан, пострадавших во время катастрофы, данные новшества обойдут стороной. Действующие льготные условия, выплаты пенсий, а также порядок определения возраста окончания трудовой деятельности останется на нынешнем уровне.
Время работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах 10-километровой зоны подтверждается справками работодателей, у которых сохраняются первичные документы об этой работе, а также справками архивных учреждений.
- Трудовая книжка и др. документы, которые могли бы подтвердить наличие страхового стажа гражданина;
- Документ, свидетельствующий о факте нахождения оформляемого гражданина в зоне поражения во время катастрофы на ЧАЭС;
- Документ, свидетельствующий о том, что гражданин действительно работает на территории, которая считается грязной и зараженной;
- Документ, свидетельствующий о наличии болезней, которые получил вследствие поражения на ЧАЭС;
- Свидетельство с медико-санитарной экспертизы о присвоенной группе инвалидности.
- Льгота на улучшение жилищных условий.
- Льготные условия на оплату коммунальные услуг, жилплощади, а также на топливо для обогрева жилища. Размер льготы составляет 50%.
- Чернобыльца не могут уволить, пока он сам не уволиться по собственному желанию.
- Выделение земельного участка под строительство, если есть такая необходимость.
- Право на покупку лекарств вне очереди, получение медицинской помощи.
- Дети чернобыльцев имеют право на поездки в оздоровительные учреждения, а также вступать в Вузы вне очереди.
Если все условия соблюдены, человек имеет законное право на получение льготной пенсии, предусмотренной для чернобыльцев государством. С этой целью необходимо пойти в ближайшее отделение Пенсионного фонда, составить заявление, предъявив трудовую книжку и паспорт. Пострадавшему необязательно приходить в Пенсионный фонд самостоятельно, он может сделать все необходимые манипуляции через доверенное лицо.
При этом, пострадавшие от техногенных и радиационных катастроф не имеют право на получение одновременно 2-х пенсий (государственной и страховой). Им необходимо выбрать более выгодный для себя вариант, при котором размер выплат будет наибольшим. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР для определения размера и выбора пенсионного обеспечения.
ЕДВ – самая массовая соцвыплата в России. Право на нее в стране имеют более 15 млн жителей: это около 60 категорий граждан. В том числе к ним относятся:
- инвалиды;
- ветераны боевых действий;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации;
- Герои Советского Союза и России;
- Герои Социалистического труда и другие особые категории населения.
Полный список категорий можно посмотреть на сайте ПФР. Кстати, для каждой категории выплаты рассчитываются по-разному. Например, если инвалиды (в зависимости от группы) получают около трех тысяч рублей, то Герои СССР и РФ получают ежемесячно больше 60 тысяч рублей.
На 4,9%. Это уровень инфляции по итогам 2020 года (по крайней мере, официальной). Для каждой категории граждан повышение будет индивидуальным: в зависимости от того, сколько им платят сейчас. Например, тем, кто получал выплату 3000 рублей, прибавят меньше 150 рублей. А тем, чья ЕДВ составляет 65 000 рублей, прибавку увеличат больше чем на 3 тысячи рублей. Точную сумму своей выплаты можно узнать на сайте «Госуслуги» или на горячей линии Пенсионного Фонда.
Кстати, в ЕДВ входит также набор социальных услуг (НСУ): обеспечение лекарствами, путевки на курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения. Его с 1 февраля тоже увеличат: теперь он будет равен 1211,66 рубля. Льготник может сам решить, получать эту сумму деньгами или самими услугами.
Граждане, которые проживают или работают в зоне отселения на данный момент, могут претендовать на максимальное сокращение пенсионного возраста на 7 лет. Если будущие пенсионеры проживают в зоне с правом на отселение, они могут подать документы раньше на 5 лет.
В регионах с льготным социально-экономическим статусом граждане могут оформлять пенсию ранее на 3 года от положенного в законодательстве России.
Вследствие произошедшей аварии в Чернобыле в 1986 году, люди до сих пор получают определенные выплаты – компенсацию за проживание в зоне повышенной радиоактивности. Это касается и пенсий чернобыльцам, которые претерпевают постоянные изменения – производится характерные ежегодные повышения размеров.
Далее подробно будут рассмотрены законодательные акты, а также размеры подобных выплат.
Начатая в России реформа предполагает изменение существующего порядка в части повышения возраста завершения трудовой деятельности. Чернобыльцев это нововведение не коснется. Порядок расчета возраста для них будет происходить по прежним стандартам. Предоставляемые чернобыльцам льготы и пенсии будут сохранены.
- Для работавших в период 1988–1990 годов назначение пенсии по старости производится раньше обычного на 5 лет. Имеется в виду работа в зоне отчуждения. Срок выполнения обязанностей неважен.
В материалах к законопроекту отмечается, что он создаст условия для ежегодной индексации пенсий выше инфляции при сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ в целом. Члены кабмина отмечали, что благодаря предлагаемым изменениям пенсии неработающим пенсионерам планируется повысить в 2020 году в среднем на 1 тысячу рублей, а к 2024 году ожидается выход на среднюю пенсию порядка 20 тысяч рублей в месяц, что соответствует росту примерно на 35% по сравнению с уровнем 2020 года.
Лица, относящиеся к данной категории населения, имеют право на государственные выплаты по старости и по инвалидности. В случае смерти человека, пострадавшего от событий на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), члены его семьи имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца.
Данный вид пенсионного обеспечения вправе получать только лица, пострадавшие в результате аварий и катастроф радиационного и техногенного характера. Пострадавшие от событий 1986 года в Чернобыле могут получать эту пенсию при условии, что их трудовой стаж составляет не менее 5 лет.
- Инвалиды чернобыльской катастрофы.
- Получившие или перенесшие заболевания (в частности, лучевую болезнь) из-за радиационного воздействия или в результате работ по ликвидации последствий.
- Лица, направленные на работы по ликвидации последствий в границах зоны отчуждения; занятые на работах по эвакуации населения, животных, материальных ценностей; занятые на эксплуатации либо других работах на ЧАЭС.
- Врачи, младший и средний мед. персонал и другие работники лечебных учреждений, которые получили сверхнормативное облучение при оказании мед. помощи пострадавшим в период с 26.04 по 30.06.1986 г.
- Лица, эвакуированные и выехавшие добровольно из зоны отчуждения в 1986 году, переселяемые в 1986 г. и позже из зоны отселения, в том числе дети, включая находящихся на момент эвакуации в состоянии внутриутробного развития.
- И так далее.
Например, ликвидатор в 1987 году последствий катастрофы имеет право на получение ЕДВ. Такое же право есть у его детей, родившихся после облучения родителя (то есть после 1987 года).
Помимо ЕДВ федеральным льготникам полагается набор социальных услуг (НСУ). Такая помощь предоставляется в натуральной форме или, по выбору гражданина, заменяется на денежную компенсацию. Стоимость НСУ входит в состав ежемесячной выплаты, поэтому:
- если гражданин выбрал натуральную форму предоставления НСУ, стоимость услуг будет удержана из размера ЕДВ;
- если выбрана денежная компенсация, ЕДВ будет выплачена в полном размере (в таблице указаны именно эти суммы).
Для оформления ежемесячной выплаты чернобыльцам, проживающим в чернобыльской зоне и другим категориям получателей нужно подготовить комплект необходимых документов. С документами нужно обращаться в территориальное отделение ПФР или в МФЦ.
- Если гражданин проживает в стационарном учреждении соц. обслуживания, обращаться нужно в ПФР по месту нахождения учреждения.
- Если выплаты оформляются несовершеннолетнему или недееспособному лицу, документы подают по месту жительства получателя либо его родителя, попечителя, опекуна. При этом, если родители ребенка живут раздельно, документы нужно подавать по месту жительства родителя, с которым проживает ребенок.
- Ребенок старше 14 лет может обратиться за назначением самостоятельно.
Подать заявление о назначении ЕДВ также можно через портал Госуслуги или Личный кабинет на сайте ПФР, для доступа в который тоже нужна учетная запись от Госуслуг. При этом при формировании заявления на электронную услугу нужно выбрать категорию, к которой относится получатель выплат.
В 2021 году в России пройдет обязательная индексация всех видов пенсий, которые получают неработающие пенсионеры — страховых, военных, социальных и государственных. При этом для каждого вида пенсионного обеспечения законодательно установлена своя дата проведения индексации и процент, в соответствии с которым будут увеличены пенсионные выплаты. К сожалению, для работающих пенсионеров индексация на 2021 год не запланирована, а единственная прибавка, которая их ожидает, будет назначена в августе в результате перерасчета пенсии за дополнительный стаж. Однако, ситуация скоро может измениться. Президент поручил правительству до 1 февраля представить предложения относительно индексации пенсий этой категории россиян (читайте об этом ниже).