Земли запаса неиспользуемые в частной собственности что значит
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли запаса неиспользуемые в частной собственности что значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Земельный фонд в РФ используется для промышленных, сельскохозяйственных и социальных целей. Соответственно, в зависимости от этого все земельные участки (ЗУ) поделены на несколько категорий. Большую часть занимают земли запаса.
Изменение категории и вида разрешенного использования
Наиболее частая причина для начала процесса изменения вида разрешенного использования участка из запаса – освобождение места для строительства в тех случаях, когда имеющейся территории населенных пунктов недостаточно. Переводом участка в другую категорию занимаются опытные юристы.
Разрешение на изменение категории выдается в муниципалитете или органах государственной власти. Нужно понимать, что в результате смены категории земле будет присвоено конкретное целевое назначение, при нарушении которого наступят штрафные санкции.
Земли запаса могут быть переведены в одну из следующих категорий:
- сельскохозяйственные – предназначены для сельскохозяйственных нужд;
- населенные пункты – используются для застройки жилыми и вспомогательными объектами;
- промышленные – находятся за пределами населенных пунктов и используются промышленными предприятиями для целей производства и строительства производственных объектов;
- охраняемые территории – наиболее значимые земельные участки, имеющие особую ценность;
- лесной и водный фонд.
Для изменения категории необходимо подготовить документы и оформить ходатайство о намерении перевода участка для последующей передачи в муниципалитет. В заявлении необходимо указать:
- данные заявителя;
- идентификационную информацию о земельном участке – адрес местоположения, площадь, кадастровый номер и т.д.;
- существующую категорию;
- желаемую категорию;
- причину необходимости перевода.
К заявлению прикладываются:
- общегражданский паспорт для физических лиц и учредительные документы для организаций;
- выписка из ЕГРН с информацией о текущей категории, к которой принадлежит надел, а также о том, что он никому не принадлежит;
- заключение экологической экспертизы.
Документы рассматриваются в течение 30-ти дней. Заявителю могут отказать по обоснованным причинам. В случае отрицательного решения отказ должен быть оформлен в письменной форме.
Причины для отказа могут быть следующими:
- Заявитель не имеет права на подачу ходатайства в отношении земли.
- Поданные документы не соответствуют нормам действующего законодательства.
Если отказ не обоснован или заявитель с ним не согласен, он может обжаловать его в судебном порядке.
При принятии положительного решения заявитель получит на руки соответствующий акт о присвоении категории. В нем также будет прописана причина для такой корректировки и сведения о земельном участке.
С полученным актом необходимо обратиться в Росреестр или территориальное МФЦ по месту расположения земельного участка для внесения измененных данных в реестр. Регистрация изменений осуществляется в течение 5-7 рабочих дней. После этого нужно повторно явиться в учреждение и получить обновленную выписку из ЕГРН.
Правовое положение земель запаса
Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.
Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.
Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.
Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.
Как поменять категорию земель запаса?
Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.
Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:
- найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
- подготовить ходатайство, собрать бумаги;
- оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.
Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться с путаницей, отсутствием данных.
Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.
Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после .
Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.
Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения государственных земель:
- изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
- перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;
В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.
Что такое земли запаса
- Так называются земли, считающиеся «ничейными», на деле же они принадлежит государству или муниципалитету (разницы почти никакой нет);
- Земли запаса не используются в сельском хозяйстве или по иному назначению, формально они не относятся ни к какой категории, не имею целевого назначения;
- На карте нельзя найти земельные участки, обозначенные в качестве «запасных».
- Земли запаса не используются гражданами или организациями;
- На земли запаса не распространяется градостроительный регламент, из-за неизвестности их использования в будущем;
- Разрешается перевод в любую целевую категорию;
- Решению о праве собственности или ином праве предшествует определение категории земельного участка;
- Разрабатываются программы по их улучшению, очищению;
- Ответственность распределяется между органами власти, согласно разделению прав на землю между регионами и государством;
- Используются в качестве территорий, отведенных для охоты, разработки недр или иных целей использования.
Характеристика земель запаса
Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.
В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.
Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.
Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.
Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.
Что требуется для перевода
Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:
- Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
- планы инициатора по освоению земли;
- аргументы в поддержку идеи;
- кадастровый номер требуемого участка;
- его размеры;
- текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
- Составление пакета документов:
- для физических лиц – паспорт;
- для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
- заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
- заключение кадастрового инженера о межевании;
- план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
- Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
- для федеральных земель – Правительство РФ;
- для региональных – исполнительный орган субъекта;
- для муниципальных – органы местного самоуправления.
Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.
- Дождаться решения:
- положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
- отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.
Основаниями для отказа могут быть:
- отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
- неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
- цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
- цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.
Основные проблемы перераспределения участков
Россия занимает огромную площадь, а управление таким большим количеством территорий сопровождается проблемами в сфере перераспределения земель. К основным трудностям можно отнести:
- Бюрократизацию и длительный срок смены категории территории. Это приводит к задержке развития земель и даже может создавать препятствия для реализации национальных проектов.
- Обременение сервитутами участков, для которых запланировано изменение целевого назначения.
- Отсутствие надлежащим образом оформленной документации на землю или ее утеря.
- Невозможность перевести территорию в другую категорию из-за ее состояния: загрязнения, эрозии и так далее.
Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?
Их количество ограничено:
- землями запаса;
- землями населенных пунктов;
- землями, используемыми под промышленные, транспортные, коммуникационные, оборонные, космические объекты – нет замкнутого списка целей назначения;
- земли лесов;
- земли занятые водными объектами;
- земли под занятие сельским хозяйством.
В классификаторе целей использования земли перечислены возможные варианты использования участка в рамках каждой категории:
- какие здания, какого назначения возводятся.
- если речь идет о садоводческих товариществах, описаны варианты использования общих земель и отдельного участка, принадлежащего каждому владельцу.
В рамках категории предлагается свободно выбирать один из видов разрешенного использования, никакого специального разрешении, получать нет необходимости.
Правила использования земель запаса
Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.
Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:
- Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
- Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
- Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.
Ответственность за незаконную эксплуатацию
За незаконное использование любых территорий, в том числе относящихся к категории запаса, в законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности.
- Финансовая. Нарушитель возмещает весь материальный ущерб, причиненный его действиями.
- Административная – за самовольное занятие земли предусмотрен штраф (ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях).
- В соответствии с положениями ст. 76 Земельного кодекса РФ, самовольно занятые участки подлежат возврату собственникам без возмещения затрат за время незаконного пользования.
- Согласно ст. 254 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена ответственность за интоксикацию или засорение грунтовых почв.
Определение и суть понятия
Земли запаса — это земельные участки, которые не используются в настоящий момент для сельского хозяйства или других форм хозяйственной деятельности, но могут быть использованы в будущем.
Основная идея использования земель запаса заключается в создании резерва для будущих поколений, чтобы удовлетворить потребности в земельных ресурсах в случае необходимости. Такие земли могут быть использованы для расширения сельскохозяйственных угодий, строительства новой инфраструктуры или для других целей, связанных с развитием городов и территорий.
Неиспользование земель запаса может привести к проблемам с нехваткой земельных ресурсов в будущем, особенно в контексте роста населения и развития экономики. В то же время, необходимо учесть экологические и природоохранные аспекты при рассмотрении вопроса об использовании земель запаса.
Для эффективного использования земель запаса требуется разработка специальных программ и стратегий, которые позволят определить оптимальное время и условия для их вовлечения в экономическую активность. Такие меры должны учитывать потенциальную пользу и возможные риски, связанные с использованием земель запаса.
В заключение, использование земель запаса является важным аспектом устойчивого развития и эффективного использования земельных ресурсов. Это позволяет создать резерв для будущих поколений и обеспечить устойчивое развитие городов и территорий.
Примеры использования земель запаса
Земли запаса предназначены для различных целей и могут использоваться в разных сферах деятельности. Ниже приведены некоторые примеры использования земель запаса:
Пример использования |
Последствия неиспользования |
1. Сельское хозяйство |
Сельскохозяйственные земли могут быть использованы для выращивания различных культур, создания ферм, пастбищ и т. д. Если земель запаса не используются для сельского хозяйства, это может привести к снижению продуктивности сельскохозяйственного сектора и увеличению зависимости от импорта продовольствия. |
2. Промышленность |
Земли запаса могут быть использованы для строительства промышленных объектов, таких как заводы, склады, предприятия и т. д. Если эти земли не используются, это может привести к упущенным возможностям для развития производства и создания новых рабочих мест. |
3. Жилищное строительство |
Земли запаса могут быть использованы для жилищного строительства, что позволяет удовлетворить растущий спрос на жилье. Неиспользование этих земель может привести к дефициту доступного жилья и увеличению стоимости жилищных объектов. |
4. Туризм и рекреация |
Земли запаса могут быть использованы для создания туристических объектов, парков, кемпингов и других мест для отдыха. Неиспользование этих земель может привести к потере потенциального дохода от туризма и ограничению возможностей для отдыха и развлечений. |
Примеры использования земель запаса могут быть разнообразны и зависят от конкретных потребностей и возможностей региона. Важно правильно планировать использование земель запаса, чтобы учесть потребности общества, экономики и окружающей среды.
Условия и требования к использованию
Для использования земель запаса необходимо учитывать следующие условия и требования:
- Разрешение на использование: для начала использования земли запаса необходимо получить разрешение от компетентных органов и следовать всем правовым требованиям, установленным для данного района.
- Соблюдение целей использования: земли запаса могут быть предназначены для определенных целей, таких как развитие сельского хозяйства, промышленности или строительства. При использовании земель запаса необходимо учитывать цели, указанные в разрешении на использование.
- Соблюдение сроков использования: земля запаса может предоставляться на определенный срок. При использовании земель запаса необходимо соблюдать установленные сроки и вовремя продлевать разрешение на использование, если требуется.
Помимо указанных условий, также могут существовать другие требования, такие как соблюдение экологических норм, формирование среды жизни для местных жителей или платежи за использование земель запаса.
Правильное использование земель запаса важно для обеспечения устойчивого развития территории. Соблюдение условий и требований позволяет предотвратить негативные последствия неиспользования земель запаса и обеспечить их эффективное использование в интересах общества.
Дата публикации: 18.01.2012
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли в Российской Федерации разделяются на семь категорий. Правовой режим первых шести категорий земель установлен достаточно определенно. Под номером семь в ст. 7 Земельного кодекса указана категория земель запаса — категория с самым неопределенным правовым статусом и скудными правовыми характеристиками. В юридической науке проблематике земель запаса также не уделяется большого внимания. Научные работы, посвященные исследованию правового режима земель этой категории, практически отсутствуют.
Что же такое земли запаса? В Земельном кодексе лишь одна статья — ст. 103 — раскрывает сущность и назначение земель этой категории.
Итак, земли запаса определяются как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель.
Для анализа данного определения земель запаса необходимо в первую очередь обратиться к принципу отнесения земель к определенным категориям.
В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса основой деления земель на категории является их целевое назначение и разрешенное использование. В соответствии с данным принципом формируются шесть из семи категорий земель. Например, земли сельскохозяйственного назначения — это земли для ведения сельского хозяйства (ст. 77 Земельного кодекса), земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст. 83 Земельного кодекса) и т.д.
Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, как в случае с первыми шестью категориями, а субъектным составом их собственников — государства и муниципальных образований.
Интересен сравнительный анализ положений ст. 103 и ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса, где определяется понятие государственной собственности на землю: «…в государственной собственности находятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований».
В государственной или муниципальной собственности могут находиться земли всех семи категорий. Критерием же отнесения их в состав земель запаса будет то формальное основание, что такие земельные участки не предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения гражданам или юридическим лицам.
Большинство ученых склоняются к выводу, что целевое назначение земель запаса не определено или что в законе не сформулированы требования к целевому назначению земель запаса . И действительно, если подходить к данному вопросу с формально-юридической точки зрения, данный вывод авторов является оправданным.
———————————
См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2009. С. 242.
См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. СПб.: Питер Пресс, 2009. С. 234.
Однако зачастую категория земель определятся, исходя не только из их целевого назначения, но и в зависимости от местонахождения земельного участка. Так, земли сельскохозяйственного назначения находятся только за чертой населенного пункта (ст. 77 Земельного кодекса), земли же населенных пунктов, наоборот, четко совпадают с границами определенного населенного пункта. Таким образом, даже исходя из территориального расположения земельного участка, включенного в состав земель запаса, уже можно определить его целевое назначение. То есть если земельный участок находится в черте населенного пункта, то у него не может не быть целевого назначения, так как категория земель определяется автоматически. Если земельный участок находится за пределами населенного пункта и на нем не располагаются промышленные и иные объекты (объекты транспортной, инженерной, космической и иной инфраструктуры), позволяющие его отнести к третьей категории земель — земель промышленности или иного специального назначения, если он не занят особо охраняемыми объектами (природного, исторического, рекреационного назначения), лесами и водными объектами, то вывод один — этот земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, по данному признаку можно определить, что земли запаса — это все же не востребованные земли именно сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые в будущем можно будет использовать не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства промышленных объектов, что сейчас особо модно, — логистических центров, коттеджных поселков и других подобных успешных коммерческих проектов, осуществив их перевод из состава земель запаса в земли соответствующей категории, как это предписывает ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса.
Вместе с тем земли сельскохозяйственного назначения — это особая категория земель, п. 6 ст. 1 Земельного кодекса определяет ее как приоритетную категорию. В связи с этим в законодательстве предусматривается ряд мер, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование этих земель. Одной из таких мер является создание в каждом субъекте Российской Федерации фонда перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса). В состав данного фонда поступают земельные участки сельскохозяйственного назначения из земель, ранее находившихся в частной собственности или в пользовании частных лиц. Перечень оснований для поступления земель в данный фонд крайне ограничен. Ситуации, когда нет наследников, желающих унаследовать земельный участок, а также когда земельный участок изымается за нарушение требований земельного законодательства, в нашей стране большая редкость. Поэтому представляется, что создание такого фонда носит формальный характер.
Вместе с тем в ч. 1 ст. 103 Земельного кодекса определено, что земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель, не являются землями запаса. Эта норма является, безусловно, положительной, так как данный факт освобождает лицо, желающее использовать по назначению земельный участок из фонда перераспределения земель, от процедуры перевода земель из состава земель запаса в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Специалисты бьют тревогу о том, что количество сельскохозяйственных угодий резко сокращается, основной причиной тому является их активная застройка. Несмотря на то что Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель из одной категории в другую» содержит ряд ограничений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, сегодня любое поле можно перевести в земли населенных пунктов, не учитывая его уникальную почвенную ценность .
———————————
СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5276.
См.: Шагайда Н. Изъятие сельскохозяйственных угодий приобретает хищнический характер // Российская газета. N 773(40). 2010.
Изучив законодательство о земельном запасе и его использовании, можно сделать следующие выводы:
- Земельный запас представляет собой земельные участки, которые могут быть использованы государством либо местными органами власти в соответствии с их назначением.
- Земельные участки, находящиеся в запасе, могут быть использованы для различных целей, в том числе для возведения объектов социальной и коммерческой инфраструктуры, а также для охраны природных объектов.
- Порядок использования земель запаса определяется законодательством и требует соблюдения определенных процедур и консультаций с заинтересованными лицами.
- Особая роль отводится кадастровым объектам, находящимся в земельном запасе, для которых необходима дополнительная процедура перевода в другую категорию земли.
- Изменения в законодательстве о земельном запасе могут привести к перераспределению земельных участков и изменению их назначения.
- Государство и местные органы власти несут ответственность за правильное использование земель запаса с учетом интересов граждан и охраны природы.
В заключении можно сказать, что использование земель запаса – это сложный вопрос, требующий соблюдения законодательных и процедурных норм. Однако, правильное использование этих земельных участков может способствовать развитию социальной и экономической инфраструктуры региона и улучшению условий для жизни граждан.