Налог с продажи дома в Казахстане
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог с продажи дома в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если при наличии договора купли-продажи, где указана стоимость, высчитать разницу легко, то как же быть, если на руках только свидетельство о вступлении в наследство, договор дарения или приватизации?
В этом случае нужно заказать акт оценки. Желательно сделать это на момент регистрации права собственности. То есть в самом начале, когда только вступаете в право владения.
Как рассчитать сумму налога
Приведём несколько примеров расчёта.
Пример № 1
Квартира была куплена в июне 2023 года. Цена, указанная в договоре купле-продажи, — 45 млн тенге. В сентябре этого же, 2023 года квартира продана за 48 млн тенге.
48 000 000 — 45 000 000 = 3 000 000 тенге. Это и есть прирост стоимости, от которого исчисляется налог.
При условии, что продавец является гражданином РК, ставка налога будет 10 %.
3 000 000×10 % = 300 000 тенге — сумма налога.
Пример № 2
Иностранец получил квартиру на территории РК в наследство в мае 2022 года, а через полгода, в ноябре, он продал её за 30 млн тенге.
Перед продажей владелец заказал ретроспективную оценку объекта. В акте указана оценочная стоимость 29 млн тенге.
30 000 000 — 29 000 000 = 1 000 000 — прибыль с продажи.
Так как он нерезидент РК, то ставка налога будет уже 15 %.
1 000 000×15 % = 150 000 тенге — сумма налога.
Если квартиру подарили и вы продали ее в течение года, нужно ли уплачивать ИПН?
Нужно уплатить ИПН, если квартира, дача, объект личного подсобного хозяйства, гараж, индивидуальный жилой дом были ранее получены в виде наследства или благотворительности, приобретены ранее по договору купли-продажи и проданы в течение года. То есть, если вам подарили квартиру в июле 2021 года и вы ее продали в декабре 2021 года, получив прибыль, тогда вы обязаны уплатить налог с дохода.
Если же недвижимость была приобретена ранее по договору мены (договор, согласно которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар (имущество) в обмен на другой), по договору долевого участия, по переуступке прав требования и после регистрации прав собственности продана в течение года дороже первоначальной цены, нужно будет уплатить налог с дохода.
Пример. В сентябре 2019 года мы вложились в строящийся дом, приобрели однокомнатную квартиру путем долевого участия за 15,9 миллиона тенге. В июле 2020 года, после сдачи дома в эксплуатацию, мы зарегистрировали права собственности на эту квартиру (оформили договор купли-продажи с застройщиком). Через месяц мы ее продали по семейным обстоятельствам за 18,5 миллиона тенге. ИПН в нашем случае обязателен к уплате и составляет 260 825 тенге.
Порядок налогообложения
Порядок налогообложения дохода официально разработан Комитетом государственных доходов РК и зависит он от прироста стоимости.
Если денежные средства получены наследником иностранцем от продажи унаследованной недвижимости, а это может быть не только квартира, но и дом, участок, гараж и т.п, то этот доход будет признан доходом нерезидента, в соответствии со статьей 644 Налогового кодекса РК. Уже сам факт получения имущества требует уплаты налога, независимо от того, собирается ли наследник продавать имущество и имеет ли он доход от прироста стоимости.
Облагаемая индивидуальным подоходным налоговом стоимость наследуемого имущества будет установлена ГК «Правительство для граждан».
Как правило за основу берутся цены, которые официально устанавливаются на 1 января в год получения наследства.
Если же госорган затрудняется в установлении стоимости имущества, необходимо обратиться в оценочную комиссию и действовать далее, основываясь отчетом об оценке.
Следовательно, получивший в наследство имущество нерезидент Республики Казахстан, должен сделать следующие шаги, находясь в Казахстане:
- до 31 марта года, который следует за годом вступления в наследство, заполнить и отправить в налоговые органы форму 240.00;
- до 10 апреля года, которой следует за годом вступления в наследство, произвести уплату в бюджет индивидуального подоходного налога по ставке 20% к сумме дохода, который был установлен государственным органом в соответствии с пп.1 п.1 ст.646 Налогового кодекса РК).
Налоговый период в Казахстане – что это?
Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.
Налоговым периодом, при исчислении налоговыми агентами (работодателями, банками, брокерами) индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц (ст. 354 НК РК).
Налоговым агентом, будет применяться скользящий 12-месячный период, так как налоговый агент должен определять налоговый статус физического лица, на каждую дату выплаты ему дохода, суммарно подчитывая 183 дня присутствия в РК, по крайней мере до получения работником документа подтверждающего налоговый статус в РК, что позволит работодателю быть в безопасности и применять налоговые вычеты без ограничений.
Если физическое лицо самостоятельно декларирует и исчисляет индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов которые получены в РК и за пределами РК, то налоговым периодом для исчисления ИПН является календарный год (ст. 361 НК РК), то есть с 01 января по 31 декабря, в общем-то как в РФ.
Другими словами, если физическое лицо приехало в РК осенью 2022 г. при этом не обращалось с заявлением о выдаче РПП (ВНЖ), то такое физическое лицо, для целей самостоятельного декларирования ИПН в РК по истечении 183 дней пребывания в РК, весной 2023 г., будет признано налоговым резидентом РК на весь 2023 г. (текущий налоговый период), если проведет в РК с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. + 183 дня.
Что касается трудовых отношений или гражданско-правовых отношений с налоговыми агентами РК, то пониженные ставки ИПН и возможность налоговых вычетов появится только с весны 2023 г. когда истекут те самые 183 дня пребывания нерезидента в РК, до этого момента доходы будут облагаться ИПН без вычетов.
Что такое «центр жизненных интересов» физического лица в Казахстане?
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РК центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в РК при одновременном выполнении следующих условий:
-
физическое лицо имеет гражданство РК или разрешение на постоянное проживание в РК, то есть ВНЖ;
-
в РК проживает супруг (а) или близкие родственники физического лица;
-
наличие в РК недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
Хочется отметить, что критерий «центра жизненных интересов», в первую очередь интересен работникам без гражданства РК, заинтересованным в сотрудничестве с компаниями Казахстана, чтобы быстрее доказать связь с РК и получить документ подтверждающий статус налогового резидента РК, после чего уже можно применять налоговые вычеты существенно снижающие налоговую нагрузку.
Диспозицией п. 3 ст. 217 НК РК четко установлено, что признание физического лица по критерию «центра жизненных интересов» возможно исключительно при одновременном выполнении указанных в п. 3 ст. 217 НК РК условий, которые содержат широкие формулировки требующие пояснения, например «недвижимое имущество принадлежащее на иных основаниях», «доступное в любое время для проживания».
Под «иными основаниями владения» можно буквально понимать, не только право собственности на недвижимое имущество, но и право временного владения и пользования недвижимостью, например по договору аренды (найма), когда физическое лицо самостоятельно доказывает связь с республикой, то есть заключило договор аренды (найма), является временным владельцем и пользователем недвижимости в РК, которая «доступна в любое время для проживания» в течение срока действия договора аренды (найма).
Как же сэкономить на налоге?
Если же физическое лицо сдает в аренду имущество юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то доход, полученный от сдачи в аренду имущества, относится к доходу физического лица от налогового агента и подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты.
Если собственник владел имуществом определенный срок, установленный налоговым кодексом, а потом решил продать, то он не обязан подавать декларацию и платить НДФЛ. При этом сумма дохода не имеет значения.
Следовательно, даты отсчёта возникновения и прекращения права на недвижимое имущество у продавца этого имущества считаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по датам регистрации возникновения и прекращения этих прав в Департаменте юстиции соответствующего города или района, а не по датам договоров купли-продажи, мены, дарения и любых других гражданско-правовых сделок.
Продажа квартиры может приносить прибыль с учетом роста цен на жилье. Однако это также означает, что могут последовать соответствующие налоги.
Кадастровая оценка производится с целью начисления налога. Она зависит от материала постройки, года ее создания, целевого предназначения, экономической ситуации в регионе и тому подобных факторов.
Как уменьшить или не платить налог при продаже имущества
Но, если вы реализуете имущество и/или транспортное средство, которое находится на праве собственности менее 1 года с даты регистрации права собственности, возникает имущественный доход, который определяется как положительная разница между стоимостью реализации квартиры и стоимостью ее приобретения.
Хотелось бы напомнить горожанам, что при получении имущественного дохода необходимо самостоятельно и своевременно исполнить налоговое обязательство в соответствии с налоговым законодательством.
Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет.
В этой связи хотел бы разъяснить порядок налогообложения при продаже выезжающим из Казахстана на ПМЖ в Россию лицом своего жилья (квартиры, дома, дачи и т.д.) в зависимости от того, является ли оно резидентом Казахстана или не является таковым.
Если вариант с банком в Белоруссии не прокатит, то какой самый выгодный вариант по оплате налогов при продаже криптовалюты на рубли? История вопроса: В конце января заметил сильное подорожание видеокарт.
Уменьшение доходов на налоговую базу при дарении
Также следует отметить, что полученные безвозмездно (включая по договору дарения) квартиры или другая недвижимость тоже будут облагаться ИПН, если возникнет положительная разница при их продаже в течение 12 месяцев с момента владения. При этом будет учитываться разница между ценой продажи и рыночной стоимостью жилья на момент получения имущества, согласно пункту 6 статьи 331 Налогового кодекса.
При этом введение данного налога было обусловлено целью снизить спекуляции на рынке недвижимости и пресечь возникновение так называемого «ценового пузыря», который негативно влиял на реальное ценообразование на рынке недвижимости. В случаях, когда имущество получено в виде наследования, благотворительной помощи, или при реализации индивидуального жилого дома, построенного самостоятельно применима рыночная стоимость.
С 1 января 2020 года при продаже квартиры, дома, дачного строения или гаража разница в цене, которая сложилась между ценой покупки и ценой продажи недвижимости, будет облагаться индивидуальным подоходным налогом (ИПН) в размере 10%.
Случаи и процентная ставка подоходного налога?
Недвижимость, которая находится во владении периодом до 1 года не подлежит налогообложению, согласно пп.14) п.2 ст.319 НК РК. Если недвижимость находится во владении более 1 года, продавцу нужно оплатить соответствующую налоговую ставку:
- 10% — продавец является гражданином и резидентом РК;
- 15% — продавец нерезидент РК.
Согласно Закону Республики Казахстан, дата регистрации прав на недвижимость исчисляется с момента их официальной государственного регистрации.
Таким образом, налог с продажи недвижимого имущества представляет собой разницу между начальной стоимостью приобретения и суммой конечной продажи.
В каком случае объект не попадает под налогообложение?
- Если недвижимость продается дешевле, чем приобреталась.
- В случае реализации недвижимости равной стоимости покупки.
В таких случаях продавец должен иметь документальное подтверждение того, что прирост стоимости отсутствует, эту информацию можно получить из:
- договора купли-продажи недвижимости;
- акта оценки стоимости недвижимости в случае приватизации, дарственной и получения по наследству.
Платить или не платить?
Налог от продажи квартиры платит тот, кто продал имущество и получил за это прибыль, то есть владелец. Заплатить также придется и тем продавцам, которым посчастливилось унаследовать жилье или получить его в дар от близкого родственника. На сегодняшний день размер налога для физических лиц составляет привычные нам 13% для резидентов Российской Федерации и 30% — для иностранных граждан и тех россиян, кто постоянно не проживает в нашей стране. Хорошая новость заключается в том, что размер налога от продажи квартиры можно существенно сократить или вовсе избежать.
Ключевым показателем при расчете суммы налога является срок владения имуществом. Это определенный законом период, по окончании которого владельцу жилья не нужно сдавать налоговую декларацию и выплачивать подоходный налог.
До 1 января 2016 года минимальный срок владения составлял 3 года. То есть недвижимость, приобретенную до 2016 года, можно было продать по истечении этого периода и не отчитываться. При этом сумма, полученная в результате продажи, вообще не имеет никакого значения и даже декларацию не нужно было подавать. Исходя из того, что сейчас уже 2020 год, все владельцы жилья, приобретенного до 2016 года, могут смело его продавать, не делясь при этом с государством.
С 1 января 2016 года минимальный срок увеличился до 5 лет. То есть тот, кто купил квартиру с 1 января 2016, сможет сэкономить на налогах только по истечении пятилетнего периода.
С 1 января 2020 года в силу вступили некоторые поправки. Владеть продаваемой квартирой по-прежнему нужно не менее 5 лет, однако появился ряд условий, благодаря которым этот период может быть сокращен до 3 лет.
Налог от продажи квартиры не надо платить по истечении 3 лет, если:
- жилье было получено в собственность в результате приватизации;
- имущество приобретено в результате подписания договора ренты после смерти его владельца;
- недвижимость перешла по наследству или была передана в дар родственником, членом семьи;
- продаваемая недвижимость является единственным жильем владельца. Если продавец состоит в браке, тогда учитывается вся недвижимость, которая находится во владении супругов, даже если в качестве владельца указан только один супруг. Это условие не относится к брачному договору, который разделяет имущество;
- квартира продается в течение 90 дней с момента покупки нового жилья. Например, семья приобретает вторую квартиру и регистрирует право собственности на нее. С момента регистрации у владельцев есть три месяца для того, чтобы продать старую квартиру и не платить при этом налог.
Как продать квартиру быстрее
Чтобы продать недвижимость как можно быстрее, нужно заранее подготовить пакет документов. Важная бумага – выписка из ЕГРН. В принципе, продавец вполне может не предоставлять ее, что некоторые и делают, а потом теряют время на продажу.
Справка из Единого государственного реестра нужна покупателю, чтобы убедиться в юридической чистоте квартиры. В выписке из ЕГРН об объекте недвижимости содержатся доказательства того, что продается именно тот объект, что именно вы продавец и больше нет других собственников, а недвижимость чиста – не в залоге, ренте, ипотеке или под арестом.
Если вы, как продавец, не позаботитесь об этом документе, то покупатель сам пойдет заказывать выписку из ЕГРН. Обычно обращаются напрямую в Росреестр или в МФЦ и получают на руки готовую выписку через неделю-две.
Чтобы заплатить меньше налога, можно применить налоговый вычет. Есть три способа это сделать:
— учесть средства, которые были потрачены на покупку;
— применить вычет в 1 млн рублей;
— воспользоваться вычетом с максимальной суммой 260 000 при покупке другого объекта недвижимости.
Воспользоваться вычетом в 1 млн
НК РФ предоставляет право на вычет в 1 млн рублей. Воспользоваться им можно при продаже недвижимости. Получение такой льготы доступно для всех, включая официально нетрудоустроенных. Таким образом государство стимулирует рынок недвижимости. Это своеобразная мера поддержки.
При уплате НДФЛ из стоимости жилья, цена не имеет значения. Из цены вычитается миллион, и налог уплачивается с той суммы, которая остается. Применять вычет разрешено всего один раз в год. Если за один год собственник продал более двух объектов недвижимости, государственную «скидку» получит только один из них.
Рассмотрим вычет на примере:
Недвижимость оставлена в наследство, подарена родными или приватизирована. С момента ее получения прошло два года. Ее решили продать. Значит собственнику положен имущественный вычет в 1 млн рублей. Допустим, такая квартира продана за 4,5 млн рублей. Считаем — 4,5 млн минус 1 млн. С 3,5 млн необходимо уплатить 13% НДФЛ — 455 000 рублей.
Зачесть затраченные средства
НК РФ позволяет снизить налог на сумму расходов. К тратам можно отнести:
— затраты на отделку и строительство;
— оплату ДДУ;
— стоимость квартиры при покупке.
Каждая расходная «статья» обязательно подтверждается документально.
Расчет налога будет производится следующим образом: из стоимости объекта недвижимости вычитается размер трат, а затем от результата вычислений рассчитывается 13%. Получится сумма, подлежащая уплате.
Рассмотрим этот вычет на примере:
Приобрели недвижимость в 2019 году и решили продать. При покупке она стоила 2,25 млн. Продали — за 3,67 млн. Расчет налога:
От 3,75 млн отнимаем 2,25 млн. Получается 1,42 млн. Это налогооблагаемая база.
От 1,5 млн рассчитываем 13%. 1,5 млн*13% = 184 600 рублей. Эту сумму нужно будет заплатить в качестве налога.
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Если не резидент не уплатит налог с продажи квартиры в России
А. Гордон
Учитывая правила налогового законодательства Российской Федерации неуплата нерезидентами России налога с продажи российской недвижимости вполне реальна и на деле возникает совсем не редко.
Отметим сразу, в публикации рассмотрена ситуация с продажей недвижимости физическими лицами, которые не являются предпринимателями.
Статья об уплате налога на прибыль иностранным юридическим лицом при продаже квартиры в России размещена на сайте ранее.
По правилам Налогового кодекса РФ полученный физическим лицом доход от продажи любой недвижимости в России подлежит налогообложению Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Это правило относится и к продавцам — гражданам России и к иностранцам.
Для налогообложения доходов физических лиц в России гражданство продавца недвижимости значения не имеет, главное, это налоговый статус продавца – является продавец налоговым резидентом России или нет. Важно знать: налоговый резидент или нет – продавец является налогоплательщиком налога НДФЛ.
Различие в том, что налоговый резидент России (даже если он иностранец) при продаже недвижимости уплатит значительно более низкий налог НДФЛ, а в определенных обстоятельствах будет полностью освобожден от уплаты налога.
Продажа недвижимости нерезидентами (иностранцами)
В соответствии со ст.252 ГК РК, гражданам без вида на жительство, но которые владеют недвижимым имуществом на территории Республики Казахстан, необходимо продать недвижимое имущество в течении 1 года от срока потери гражданства.
В целом, иностранцы и резиденты Казахстана имеют схожие правила налогообложения при продаже недвижимости.
Главными отличиями являются:
- более высокая налоговая ставка размером 15%;
- необходимость проверки Конвенции о двойном налогообложении Казахстана и страны-резидента (если Конвенция между странами не подписана, продавец-нерезидент обязан оплатить налог как в Казахстане, так и в стране резидентства);
- нерезидент обязан оплатить налог вне зависимости от срока владения недвижимости.
Таким образом, чтобы реализовать недвижимость в Казахстане иностранцу необходимо:
- иметь ИИН РК;
- предоставить декларацию по ИПН РК по Ф. 240. до 31.04 следующего года от реализации недвижимости;
- иметь договор купли-продажи или акт оценки стоимости имущества;
- оплатить налог в Казахстане в в размере 15%.
Какая отчетность должна быть сдана и в какой период?
Налоговый период по расчету розничного налога – это квартал. То есть, отчетность должна подготавливаться и сдаваться каждый квартал.
Согласно п.2 ст. 696-2 НК РК, декларация по розничному налогу (ф.913.00) предоставляется в УГД МФ РК по месту нахождения субъекта хозяйственной деятельности до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом. Налог должен быть уплачен до 25 числа.
Так, за 2-й квартал 2022 года отчитаться нужно до 15.08.2022 г., уплатить налог – до 25.08.2022 г. и т.д.
Чтобы сдать отчетность вовремя и без штрафов, звоните менеджерам Первого Бита. Клиенты Первого Бита располагают бесплатной Линией консультаций. Эксперты Линии консультации найдут ошибки если такие есть, подскажут как исправить их, помогут собрать корректную отчетность.
Сдавайте отчетность с первого раза с Первым Битом!