Ходатайство о назначении трасологической экспертизы по ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о назначении трасологической экспертизы по ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку трасологическая экспертиза может быть применена при изучении дел как в криминалистике, так и в гражданском праве, перечень вопросов для нее достаточно обширен. Соответственно, перечислить все возможные их варианты в рамках одной статьи не удастся. Однако нужно понимать, что все они группируются на две объемные категории: идентификационные и диагностические.

Приведем несколько примеров подобных вопросов:

  1. Идентификационные
    • Являются ли следы, обнаруженные на теле пострадавшего, нанесенными одним предметом?
    • Обувью какого размера оставлен след?
    • Какое животное оставило следы?
  2. Диагностические
    • Шины какой марки были установлены на ТС, оставившем следы на месте происшествия?
    • Каков механизм образования следов, оставленных зубами?
    • В чем причина неисправности механизма?

Отдельно стоит упомянуть о вопросах, которые соответствуют еще одной задаче трасологической экспертизы — определению, являлись ли разрозненные объекты ранее частью единого целого. Сюда же будут отнесены ситуации, когда необходимо выяснить, элемент какого предмета или механизма обнаружен на месте преступления.

Поскольку выводы эксперта могут стать ключевым доказательством при рассмотрении дела, к составлению списка вопросов для заявления нужно подойти с особым вниманием.

Для чего назначается?

Причины назначения трасологической экспертизы:

  1. Появление споров со страховой компанией по поводу выплаты компенсации после аварии. Часто страховщики пытаются любыми способами свести к минимуму размер компенсации, поэтому заключение независимого эксперта поможет восстановить справедливость в разрешении данного спора.
  2. Вычисление главного виновника дорожно-транспортного происшествия. Для решения этой ситуации суд назначает проведение независимой экспертизы.

    Например, нельзя обойтись без трасологии в случаях, связанных с перестроением автомобилей, которые ехали попутно. Оба участника аварии могут утверждать, что в их движении не было изменения, а также, что оппонент перестроился, нарушив требование ППД РФ о предоставлении преимущества движения автомобилю, ехавшему прямо. В этом случае трасологи будут определять наличие следов на месте происшествия и зачинщика аварии.

  3. Спор по поводу компенсации – выплаты, которую должен произвести зачинщик аварии пострадавшим сторонам. Часто происходят ситуации, когда пострадавшие утверждают, что при столкновении появились определенные вмятины, когда на самом деле они были уже давно.
  4. Проведение идентификационного сравнения следов происшествия с представленными образцами.

    Например, с поврежденного автомобиля были сняты следы эмали, оставленные транспортным средством, скрывшимся с места аварии. Проводилось расследование этого дела, и, спустя время была найдена машина, с похожим отслоением эмали. Трасологическое экспертное исследование будет сравнивать и выяснять причастность задержанного автомобиля к данной аварии.

Таким образом, основной задачей трасологической экспертизы является определение причины аварии. Проверку назначить можно в любой день производства по делу о происшествии, но правильнее будет проводить ее на стадии предварительного расследования. Именно в это время определение виновника аварии будет самым верным и точным.

Автотехническая экспертиза обязательно необходима для точного установления не только обстоятельств ДТП, но и причин, которые повлекли его.

Она проводится независимым экспертом, который не может определять степень виновности каждого участника дорожно-транспортного происшествия, а лишь свидетельствует о том, были ли в машине неполадки и какие из них были критическими.

Кроме того, эксперт может даже установить, двигался ли автомобиль на момент аварии, тормозил он или нет, а также соблюдалась ли водителем безопасная дистанция.

При экспертизе проводится не только обследование автомобилей, но и осматривается место ДТП, в зависимости от цели, которая преследуется в итоге.

Даже если был проведен некачественный ремонт и это спровоцировало аварию, то мнение эксперта о точной причинно-следственной связи потребуется.

Ведь суд может делать выводы, основываясь сугубо на точных данных и мнениях специалистов, если информация будет предоставлена не профессионалом, то справедливости от решения не стоит ожидать.

Что такое трасологическая Экспертиза

Трасология — наука, которая развивает методы исследования, анализа и сохранения следов.

Трасологическая экспертиза предполагает получение ответов на вопросы, возникающие при обнаружении следов на месте происшествия. Это — один из старейших методов сбора доказательств, активно применяемый в настоящее время при проведении оперативных мероприятий, следственных действий, а также при подготовке к судебным процессам.

Традиционно подобный тип экспертиз связывают с дорожно-транспортными происшествиями. Действительно, без анализа места ДТП не обойтись, пытаясь восстановить механизм случившегося или проанализировать поведение водителей. Однако инструментарий трасологии позволяет найти применение данному типу экспертиз в куда более широком спектре ситуаций.

Читайте также:  Алименты на ребенка в 2023 году: правила расчета и выплаты в России

Все трасологические экспертизы можно разделить на четыре большие категории:

  • гомеоскопические (связаны со следами человека);
  • механоскопические (исследуют следы, оставленные предметами и механизмами);
  • следов животных;
  • транспортные (следы транспорта, в т.ч. водного и воздушного).

Основная задача подобных мероприятий — идентификация объекта, след которого обнаружен.

Однако экспертиза может помочь понять и другие важные моменты событий: например, в какой последовательности появились следы, какова механика взаимодействия объектов и т.п.

Поэтому в зависимости от задач, которые стоят перед инициатором экспертизы, важно грамотно сформулировать список вопросов для ходатайства.

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы

Трасологическим изысканием является процессуальное мероприятие, в ходе которого специалисты выполняют изучение следов для получения вещественных доказательств. Специалист, проводимый исследование, отвечает на все поставленные вопросы судом или следствием.

Само по себе исследование относится к разряду криминалистических экспертиз. Ходатайство о назначении трасологической экспертизы может быть инициировано судом или следствием, но в гражданском производстве оно также имеет место.

Так как посредством проведения ТЭ после аварии, специалисты занимаются отпечатками и следами, оставленными на месте происшествия, то объектами изучения являются оставленные людьми или неодушевленными предметами:

  • фрагменты чего-либо, также это могут быть объемные предметы;
  • транспортное средство и его детали;
  • разрушенные части, какого-либо предмета;
  • различные замки, маркировки пломбы;
  • разнообразные площадки для исследования.

Ходатайство о трасологической экспертизе ДТП

Ходатайство о назначении трасологической экспертизы при ДТП – это документ, в котором указывается просьба гражданина или организации о том, чтобы было проведено исследование доказательств, следов, места происшествия по делу с привлечением эксперта. Ходатайство заявляется в письменной форме. Ходатайствовать о проведении трасологической экспертизы может любой участник делопроизводства.

Ходатайствовать можно на любой из стадий производства:

1. До начала судебных тяжб на стадии предварительного расследования.

2. В суде первой инстанции.

3. На стадии апелляции.

Если ходатайство подавалось на апелляционной стадии, участник подавший, ее должен указать уважительную причину, из-за которой он не сделал это на предыдущих судебных слушаниях и разбирательствах.

Конечно, самое лучшее время для проведения трасологической экспертизы – сразу после происшествия. В этот момент эксперт сможет не только увидеть все оставленные следы, но и саму картину аварии.

Подавать и заявлять ходатайство можно в любой момент, но до того, как судья примет окончательное решение по рассматриваемому вопросу. Пишется ходатайство в свободной форме. Однако в нем стоит указать следующие обязательные сведения:

  • реквизиты суда, номер дела, полные сведения об участниках дела, дату и подпись ходатайствующего;
  • причины, вследствие которых возникает необходимость проведения экспертизы и из-за которых подается ходатайство;
  • кому вы желаете поручить проведение экспертизы;
  • примерный список вопросов, на которые требуется ответить эксперту;
  • список материалов, документов, сведений, которые вы можете предоставить эксперту со своей стороны
  • указать тип транспортно-трасологической экспертизы.

Рассмотрение ходатайства о назначении экспертизы ДТП

Тарасов Е.А. Особенности и тактика назначения судебной автотехнической экспертизы с учетом необходимости ситуационного моделирования обстоятельств возникновения ДТП // Транспортное право. 2020. N 2. С. 25 — 28.

Для принятия законного и обоснованного решения по данному делу необходимо проведение дополнительного осмотра поврежденных транспортных средств с применением Фотосъемки и измерительных инструментов, при участии эксперта-автотехника, имеющего соответствующее специальное образование и квалификацию, а также назначение и проведение комплексной автотехнической и транспортно-трасологической экспертизы.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь.

Для принятия законного и обоснованного решения по данному делу необходимо проведение дополнительного осмотра поврежденных транспортных средств с применением Фотосъемки и измерительных инструментов, при участии эксперта-автотехника, имеющего соответствующее специальное образование и квалификацию, а также назначение и проведение комплексной автотехнической и транспортно-трасологической экспертизы.

Вторая проблема и ошибка – излишняя самоуверенность. Этим страдают как участники аварии, так и их представители. Вы можете быть трижды правы, но пока не докажете свою правоту в суде, ваша правда ничего не стоит. И как здесь не напомнить, что автотехническая экспертиза – одно из ключевых, а нередко – единственное доказательство в делах о ДТП. В судебных процессах важна каждая мелочь.

Назначить трасологическую экспертизу, производство по которой поручить экспертам ЭКЦ УМВД России по Ярославской области.

Образцы (примеры) экспертиз

Юрина, 77, 14 в рамках дела № 3-715/2016 о расторжении договора Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы В производстве Кинешемского городского суда Ивановской области находится гражданское дело № 3-715/2016 о расторжении договора купли-продажи автотранспортного средства, а именно автомобиля Mazda 6, гос. номер О 132 РА 62 RUS. В данном гражданском деле я являюсь ответчиком и продавцом вышеуказанного автотранспортного средства.

Читайте также:  Правила буксировки прицепа грузовым автомобилем

Истцом при подаче иска в суд проведена экспертиза автомобиля, согласно результатам которой выявлен ряд дефектов и недостатков, в т.ч. в ходовой части автомобиля и в кузовной его части. Однако, в ходе проведения данной экспертизы не были исследованы и изучены причины возникновения указанных дефектов.

Поскольку перед продажей автомобиля я проходил ТО, полагаю, что указанные дефекты могли возникнуть в ходе неправильной эксплуатации автомобиля.

Это интересно: Как оценить ущерб автомобиля после ДТП самостоятельно: разбираем по пунктам

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.

Вопросы эксперту при проведении экспертизы

Данная экспертиза дает возможность установить хронологию событий, которые спровоцировали происшествие, позволяет точно установить обстоятельства аварии. Это существенно облегчает процесс установления виновника ДТП, особенно когда стороны отрицают свою вину, не признают факт нарушения правил дорожного движения.

При проведении экспертизы инициаторы задают конкретный перечень вопросов эксперту, к ним можно отнести:

  • вопросы, касающиеся принадлежности тех или иных следов к конкретным автомобилям, позволяющие установить возможность удара;
  • вопросы, позволяющие восстановить ход всех событий, устанавливают количество участников ДТП, точное место столкновения, хронологию событий и действий, угол столкновения.

Вопросы, ставящиеся перед экспертами-автотехниками

Исходя из целей исследования, можно привести ориентировочный перечень решаемых вопросов судебной автотехнической экспертизы:

  • Какова была скорость движения ТС к моменту начала торможения? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям видимости на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • Какова безопасная скорость движения ТС по условиям заноса (опрокидывания) на участке проезжей части в месте ДТП? (13.1)
  • На каком расстоянии от места столкновения (наезда) располагалось ТС в момент возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Какой остановочный путь имеет ТС, в условиях места ДТП с учетом скорости движения, полученной расчетным путем, либо заданной в исходных данных? (13.1)
  • За какое время автомобиль (пешеход) преодолеет заданное расстояние с момента возникновения опасности для движения? (13.1)
  • Имел ли водитель техническую возможность предотвратить столкновение (наезд на пешехода) путем торможения в условиях места ДТП? (13.1)
  • Какими требованиями ПДД РФ в условиях данной дорожной обстановки должен был руководствоваться водитель с целью обеспечения безопасности дорожного движения? (13.1)
  • Соответствовали ли, в условиях данной дорожной обстановки, действия водителя требованиям ПДД РФ? (13.1)
  • В чем причина ДТП с технической точки зрения? (13.1)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) на ТС возникла техническая неисправность узлов тормозной системы (рулевого механизма), способная повлиять на безопасность дорожного движения? (13.2)
  • В какой момент (до, в момент ДТП или после) произошла разгерметизация колеса ТС, способная повлиять на безопасность дорожного движения? (специальность 13.2)
  • Какова причина неисправности узла (агрегата) автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер)? (13.2)
  • Соответствует ли техническим требованиям произведенный ремонт автомобиля, его узла или агрегата (указывают наименование узла (агрегата) марку, модель и государственный регистрационный номер автомобиля)? (13.2)
  • Где относительно элементов проезжей части дороги расположено место столкновения (наезда на пешехода) с учетом признаков зафиксированных на месте ДТП? (13.3)
  • Как располагались ТС относительно друг друга в момент столкновения с учетом механических повреждений и следов, зафиксированных на месте ДТП? (13.3).
  • Какова стоимость восстановительного ремонта ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова рыночная стоимость автомобиля (указывают его марку, модель и государственный регистрационный номер) на определенную дату (указывают да-ту, на которую определяется стоимость)? (13.4)
  • Какова стоимость годных остатков ТС (указывают его марку, модель и государственный регистрационный или идентификационный номер) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется его стоимость)? (13.4)
  • Каков размер величины утраты товарной стоимости ТС на определенную дату (указывают дату, на которую определяется утрата товарной стоимости)? (13.4)
  • Каков размер реального ущерба (вреда), причиненного владельцу ТС (указывают фамилию, имя и отчество владельца, марку, модель ТС, его государственный регистрационный номер) вследствие (указывают событие, которое при-вело к материальному ущербу (вреду)) на определенную дату (указывают дату, на которую определяется стоимость)? (13.4)
Читайте также:  Популярные авиарейсы по странам мира

Производство судебной автотехнической экспертизы

Эксперт государственного судебно-экспертного учреждения (далее — СЭУ) приступает к производству экспертизы после получения письменного указания руководителя экспертного учреждения (его структурного подразделения) вместе с определением (постановлением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

Если представленных на экспертизу материалов недостаточно для решения поставленных вопросов, или имеется необходимость в организации осмотра ТС, эксперт заявляет ходатайство правоприменителю о предоставлении дополнительных материалов и организации осмотра ТС, поскольку эксперт не вправе самостоятельно собирать требующиеся ему для производства экспертизы дополнительные документы и объекты. Предоставление дополнительных материалов и организация осмотра являются процессуальным действием, связанным с удовлетворением ходатайства эксперта, и является прерогативой правоприменителя.

Эксперт проводит исследование представленных ему материалов, руководствуясь специальными знаниями и рекомендованными методиками, в строгом соответствии с требованиями закона и своей компетенцией. В распоряжение эксперта должны быть предоставлены полные сведения о транспортном средстве, о его повреждениях, а также хорошо различимые изображения поврежденного ТС, размещенные на бумажных или электронных носителях.

Объекты исследования и материалы дела, поступившие в экспертное учреждение, подлежат возврату органу, назначившему экспертизу, одновременно с представлением заключения эксперта.

➥ Заключение эксперта с приложениями к нему или сообщение о невозможности дачи заключения составляются в двух экземплярах, подписываются экспертом (экспертами) и постранично визируются. Один экземпляр документа передается органу, назначившему экспертизу, а другой хранится в делах учреждения. Подписи эксперта удостоверяются печатью СЭУ.

Рассмотрение ходатайства о назначении экспертизы ДТП

Поступившее к судье ходатайство о назначении экспертизы ДТП рассматривается в судебном заседании с участниками процесса и выяснением мнения участвующих в деле лиц. Суд должен исследовать причины, побудившие лицо обратиться с ходатайством, цель и необходимость ее проведения. Заключение эксперта должно стать одним из . Участники дела могут заявить , подготовить свои вопросы для эксперта или просить о проведении исследования другим экспертом.

Назначается проведение экспертизы ДТП вынесением . Отказ самостоятельному обжалованию не подлежит, но доводы о несогласии с такими действиями суда можно включить в по делу. Повторно подать ходатайство о назначении экспертизы ДТП закон не позволяет.

Аварийные ситуации происходят на дороге каждый день, некоторые заканчиваются незначительным ущербом, а по другим случаям судебные тяжбы идут годами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Поэтому, если авария разбирается в суде, и теоретически это может продлиться не один год, нужно знать хотя бы базовые юридические нюансы.

Ведь именно в процессе судебных разбирательств может возникнуть ряд вопросов, которые могут быть рассмотрены только экспертами в ходе исследования.

Но в условиях суда необходимо знать правила составления ходатайства о назначении автотехнической экспертизы в 2019 году, заявлять которое могут обе стороны дела.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *