Блог Анны Титовой. Часть 9. Усыновить или взять под опеку?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Блог Анны Титовой. Часть 9. Усыновить или взять под опеку?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выборе пола стоит помнить, что найти мальчика немного проще, чем найти девочку в органах государственной опеки, объяснений этому точных нет, вот просто так исторически сложилось. Стоит помнить, что в системе дети развиваются медленнее, и поэтому не стоит ставить четких рамок по возрасту. Вполне вероятно, что четырехлетний ребенок будет выглядеть как трехлетний малыш. Лучше всего держать в голове возраст малыша, но не отказываться от знакомства с малышами старше или младше.
Существует два вида статуса у ребенка в детских домах. Одних малышей можно взять под любую форму опеки – усыновление, патронаж, опекунство и т.д., других малышей можно взять только под опеку. Если было решено ребенка сразу усыновить, необходимо искать малыша с полным статусом.
Но есть и другая сторона медали, бывают ситуации, когда статус у ребенка практически есть, но для его реализации необходимо подождать некоторое время. На самом деле это далеко не плохая ситуация, ведь есть возможность взять ребенка под опеку «притереться друг к другу», и только после усыновить.
Полный статус у ребенка может отсутствовать по нескольким причинам, например родители ребенка находятся в тюрьме, в таком случае лишение родительских прав не возможно. Родителям ребенка могут дать ограничение прав по «поведению», такое ограничение накладывается на полгода, и попрошествии этого времени решается вопрос о лишении полностью прав, либо же возвращении ребенка в семью.
Статус может отсутствовать и по причине психических расстройств у родителей ребенка. Лишить полностью родительских прав таких родителей возможно только при признании их недееспособности и назначения опекуна. Но, с другой стороны, забрать ребенка такие родители не смогут. Самым спокойным вариантом считается отсутствие необходимого времени – полгода, которые должны пройти после лишения родителей их прав. Такой вариант не требует никаких дополнительных процедур.
Изучение анкет малышей для усыновления или опекунства
Анкета и сам ребенок в подавляющем большинстве случаев разные. Даже фото ребеночка может не соответствовать действительности, иногда, даже диагнозы в анкете не соответствуют правде, поэтому стоит внимательнее относиться к выбору и проверять все самостоятельно. Для облегчения задачи можно ориентироваться на группу здоровья ребенка: 1 группа – абсолютно здоров, 2 – 3 группы, дети с нетяжелыми излечимыми патологиями, 4 группа – наличие хронических заболеваний, и детки с 5 группой здоровья имеют инвалидность. Точной информацией о состоянии здоровья ребенка обладает только лечащий врач, а диагнозы, которые пишутся в анкете, передаются после очередной диспансеризации, и не стоит исключать человеческий фактор.
Из всего выше сказанного следует: если ребенок понравился, но есть опасения по его здоровью, то лучше всего взять направление и подробно ознакомится с его историей болезни, уже в индивидуальном порядке, тем самым исключаются все возможные ошибки.
Особенности процесса выбора ребенка
Прежде всего мы хотели бы обратить ваше внимание на специфику диагностики состояния физического и психического здоровья детей, находящихся в детских учреждениях. К сожалению, очень часто она бывает недостаточно объективной и полной, что приводит либо к невыявлению заболеваний у детей, либо к гипердиагностике, когда у ребенка записаны несуществующие или уже компенсированные заболевания. Довольно часто гипердиагностика встречается в специализированных учреждениях, когда ребенку ставят диагноз «олигофрения в степени дебильности» или «задержка психоречевого (психомоторного) развития», чтобы оправдать его пребывание в данном учреждении перед руководящими органами. Как показывают обследования воспитанников, проведенные независимыми психиатрами и психологами, в специализированных учреждениях иногда до 25-30% детей имеют неверные диагнозы. Это связано с тем, что сотрудники, работающие с такими детьми, имеют доплаты около 20% к основной зарплате.
Поэтому мы советуем не пугаться «страшных» диагнозов у детей-сирот, особенно записанных в анамнезе (например, «перинатальная энцефалопатия», «органическое поражение ЦНС», «гидроцефально-гипертензионный синдром» и других). Помните, что многие пороки развития с возрастом компенсируются. Например, исчезает такой дефект в сердце как «открытое овальное окно», который часто встречается у недоношенных детей. Советуем вам выбирать ребенка, основываясь не на бумагах, а встретиться с ним лично, посмотреть на него, познакомиться, и только после этого принимать окончательное решение.
На выбор ребенка довольно сильно может повлиять та информация о нем, которую вы услышите от специалистов детского учреждения. В свою очередь, на достоверность выдаваемой вам информации повлияет то, какое впечатление вы сами произведете на принимающих вас сотрудников. Здесь уместна поговорка «встретят по одежке». Если вы понравились главному врачу или директору, то сначала вам скажут о том, чем хорош этот ребенок, какой он красивый, способный, послушный, а о недостатках или заболеваниях скажут вскользь, не акцентируя на этом внимания. Если же, по какой-то субъективной причине, работники детского учреждения не захотят, чтобы ребенок стал членом вашей семьи, то на первом месте в описании ребенка будут его болезни и недостатки, а о достоинствах будет сказано вскользь.
Также, кроме возраста и здоровья ребенка, вам обязательно следует обратить внимание на историю его жизни, узнать, где и сколько времени он находился до усыновления. Помните, что на развитие малыша огромное влияние оказывает такой фактор, как наличие (или отсутствие) материнской заботы. Трехлетний малыш, росший даже в плохой семье, сильно отличается от сверстника, воспитывавшегося с рождения в хорошем детском учреждении. Дети, длительное время находившиеся в учреждении, отличаются по развитию от «домашних» сверстников и могут психологически не соответствовать своему биологическому возрасту из-за чего кажутся младше своих ровесников.
Многие дети из-за плохого питания матери во время беременности, неблагополучного образа жизни, осложненных родов, часто рождаются недоношенными и чаще болеют, что выражается в гипотрофии и отставании в росте. Они и внешне кажутся младше детей, попавших в учреждение после некоторого времени жизни в семье. Плохое и неполноценное питание ведёт к задержкам роста и дефициту массы, рахиту и у более старших детей, изъятых из семьи. Отставание старших детей легко можно заметить по зубам, которые у них либо полупрозрачные, с горизонтальными рельефными полосами чуть выше режущей кромки, либо мелкие и поврежденные.
Пошаговая инструкция для будущих приемных родителей
-
Пройти медкомиссию.
-
Получить справку об отсутствии судимости.
-
Пройти обучение в школе приемных родителей.
-
Подать заявление в органы опеки.
-
Если органы опеки выдали разрешение, то потенциальным родителям открывается доступ к базе анкет. Как только ребенок выбран, необходимо получить в органах опеки разрешение о посещении учреждения, где находится ребенок.
-
Когда выбор сделан, усыновители сообщают об этом в органы опеки. После этого можно подавать заявление в суд по месту проживания ребенка. Копию заявления направляем органам опеки — они в обязательном порядке участвуют в суде.
-
При удовлетворении заявления суд выносит решение, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вынесения.
-
После этого ребенка разрешается забрать из детского учреждения.
-
Теперь остается получить в загсе свидетельство об усыновлении.
Как усыновить ребенка жены от прошлого брака
С детьми супруга или супруги от предыдущего брака этот вопрос решить намного менее хлопотно, чем с малышом из Дома малютки. Рассматриваются такие дела чаще всего в районных судах. Главная сложность здесь может возникнуть, если жив кровный папа и он признал отцовство. Особенно если он принимает участие в воспитании ребенка и нормально с ним общается, не задерживает выплату алиментов.
Когда биологический отец не согласен отказаться от отцовства и выполняет все свои родительские обязанности, то у отчима нет шансов официально стать папой этого ребенка. Ведь маловероятно, что заботливый отец добровольно не откажется от своих прав.
Основанием для перехода из статуса отчима в статус папы может стать лишение кровного отца прав как родителя по суду. И отсутствие общения с отцом больше 6-ти месяцев, уплата алиментов по суду, не добровольно. А тем более сознательное уклонение от участия в обеспечении ребенка.
Если родной отец добровольно отказывается от отцовства, то он должен написать заявление, заверить у нотариуса. Если добровольного согласия нет, то придется пройти через разбирательство в суде. При согласии судьи на лишение прав родителя усыновление возможно не раньше, чем через полгода после принятия решения.
Нужно понимать, что в случае развода обязательства по отношению к усыновленному ребенку у отчима останутся. Усыновленные дети имеют такие же имущественные права, как и родные, а по отношению к кровному родителю этих прав лишаются. Если у жены несколько несовершеннолетних детей, у которых нет отцов, то кроме редких исключений, нельзя усыновить только одного из них. Так как приоритет по статье №124 СК РФ дается действиям, объединяющим, а не разделяющим братьев, сестер.
Даже при отсутствии проблем с биологическим родителем отчиму нельзя будет стать отцом в ситуациях:
- лишения прав родителя на своих кровных детей;
- непогашенной судимости;
- неудовлетворительных жилищных и финансовых условиях;
- несогласии совета попечителей;
- недееспособности или наличии проблем с психическим или физическим здоровьем;
- установлении случаев неадекватного поведения, проявления садизма или педофилии;
- наркотических или алкогольных проблем;
- несогласия ребенка в возрасте от 10 лет.
Собственно усыновление начинается с похода в органы опеки и попечительства (ООП) по месту жительства. Первый разговор с представителями ООП складывается у всех по-разному: сотрудники опеки могут проявить доброжелательность и расположение, а могут отнестись к посетителю сдержанно-настороженно. Предугадать, как все сложится в первый раз, практически невозможно, однако в любом случае хорошо помнить, что именно от специалистов опеки по месту жительства зависит выдача разрешения на усыновление. Кроме того, если усыновление состоится, специалисты ООП будут последующие три года сопровождать семью, наблюдать за процессами, в ней протекающими, поэтому есть все резоны сразу установить с ними спокойные, по возможности, доверительные, отношения.
- Как бы ни прошел первый визит в опеку, закончится он списком документов, необходимых для выдачи заключения о возможности усыновления. К ним относятся:
Процедура усыновления по шагам
Для того, чтобы усыновить ребенка, вам понадобится:
- Обратиться в органы опеки и собрать необходимые документы по списку.
- пройти обучение в школе приемных родителей (не требуется близким родственникам ребенка, мачехам и отчимам);
- получить разрешение на усыновление;
- встать на учет в качестве усыновителя;
- если вы еще не знаете, кого усыновить — подобрать ребенка;
- встретиться с ребенком в присутствии органов опеки;
- обратиться в суд с заявлением об усыновлении;
- зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС;
- если ребенок будет жить не в России — поставить его на консульский учет.
Выбор ребенка для усыновления
Если вы не усыновляете ребенка, для которого являетесь близким родственником или другом семьи, вам предстоит выбор ребенка для усыновления. Основываться лучше всего на том, ребенка какого возраста и категории здоровья вы готовы принять в семью. О возможности усыновить ребенка с инвалидностью надо сразу предупреждать органы опеки, чтобы это было прописано в выданном вам заключении.
О детях, оставшихся без попечения родителей, вам могут рассказать и в органах опеки.
После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства предоставляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).
Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание (региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), любого субъекта Российской Федерации, или в Министерство образования и науки Российской Федерации (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору.
После осознания и понимая, какого именно ребенка хочет усыновить семья – пол, возраст, внешние качества. Необходимо приступать к поиску малыша. В первую очередь органы опеки предложат познакомиться с малышами, которые находятся на территории опеки. Но если на территории проживания нет подходящих малышей, или просто нет детских учреждений, то в дальнейшем поиски необходимо начинать самостоятельно. И здесь, существует прямая пропорциональность, чем больше положено сил и времени на поиски малыша, тем успешнее будет результат.
Не стоит начинать с телефонных звонков в органы опеки, идеальным и правильным вариантом является сбор всех документов, заключений. И как только они появятся в органах опеки, можно брать штурмом телефонные линии.
Если семья хочет принять в свою семью новорожденного малыша, то названивать органам опеки также не имеет смыла. Информация о таких малышах поступает спустя три месяца, а то и позже после отказа – такова система. Идеальным и правильным вариантом является получение информации, в какое именно лечебное учреждение поступают отказники. Посетить все опеки, на территории которых находятся стационары с поступающими отказниками и везде встать на учет. Некоторые регионы не отдают малышей из больниц, а дожидаются их перевода в дома ребенка, и в таких учреждениях также необходимо встать на учет.
В случае если было решено усыновить не новорожденного малыша, то сразу после получения заключения, необходимо записаться на прием в органы опеки региона. По приезду в приемный день, необходимо предоставить все документы и заявление о желании ознакомится с анкетами детей, закрепленными за территорией опеки. В случае если появились малыши, которые заинтересовали потенциальных родителей, необходимо получить направление на знакомство с ребенком.
После того, как гражданин становится на государственный учёт, орган опеки предоставляет ему информацию о детях, которые могут быть усыновлены, а также выдает направление на посещение ребенка по месту его пребывания.
В случае если усыновители не сумели подобрать ребенка для своей семьи по своему месту проживания, то они могут полноправно запросить сведения о ребенке в другом органе опеки, либо исполнительной структуре РФ, осуществляющего распределение детей усыновителям.
Никаких направлений, касаемо подбора ребенка в определенном органе опеки не требуется.
Кандидат в будущие родители может получить данные о ребёнке на основании того, что он подаст заявление кандидата в усыновители с просьбой о подборе ребенка для усыновления (скачать можно тут), с приложением заключения органа опеки о предоставлении права на принятие ребенка в семью (действует на протяжении года с момента выдачи кандидату).
Быть родителем хочу. Пусть меня научат
— Наталья Геннадьевна, какие формы устройства детей в семью есть? Чем они отличаются друг от друга, почему их столько разных? Все то и дело припоминают патронат… когда-то им гордился Пермский край.
– Такой формы больше нет. Но остались другие. Если семья готова заменить ребенку кровных родителей, пользоваться такими же правами и нести такие же обязанности, то это «усыновители». Они получают единовременное денежное пособие при приеме ребенка, а в дальнейшем у них такие же права и обязанности, как у кровных родителей.
Органы опеки в целях защиты прав и интересов детей проверяют жизнь семьи усыновителей в течение трех лет. Усыновители обязаны пройти обучение перед приемом ребенка. Непосредственно после приема они могут консультироваться со специалистами центра помощи детям, откуда они приняли ребенка (психологами, воспитателями). Затем могут посещать занятия в нашем центре по программе «Семейная мастерская».
Школа повышает риск возврата ребенка в детдом
– Договариваются, передоговариваются, но всё равно возникают проблемы с возвратами. Мне звонила приемная мама, рыдала, говорила, что не справилась, хочет вернуть ребенка в детский дом. Непреодолимым препятствием стала школа. Вы помогаете в таких случаях?
– У замещающих семей есть служба сопровождения при опеке, которая их, с одной стороны, проверяет, с другой – оказывает психологическую и педагогическую помощь. Если какой-то кризис в замещающей семье, это, прежде всего, задача этой службы.
Бывает, обращаются с этим. Печально, что чаще всего обращаются, когда ситуация пиковая, точка невозврата уже пройдена. Если бы чуть пораньше, когда только начали эти негативные чувства возникать, тогда было бы проще помочь.
– Боятся, что скажут: «Ага, ты не справляешься», что начнут упрекать…
– В том числе. У обычных родителей есть социальная тревожность: как обо мне подумают. У приемных родителей и опекунов эта тревожность еще больше. Их же контролируют, должен же соответствовать… Бывает, довольно легкомысленно относятся к самой идее принять ребенка. Изначально мотивы были слабоваты, поэтому не вывозят потом. Оказывается, те минусы, которые есть в принятии ребенка, как-то не учли, очень романтизировали этот процесс. У кого-то реально сильно меняется семейная ситуация: кто-то умер, остались без работы.
Иногда – не полюбили. Вот никак. Им кажется, что это тоже причина для возврата ребенка. На самом деле, нет. Педагог в школе не любит всех детей или воспитатель в садике, но если он профессионал, он о них заботится, относится к ним с уважением, бережно. Любовь не возникает прямо тут же, сейчас. Привязанность, про которую я говорила, – мы двое, доверяем друг другу, – она же со временем формируется. Ждать, что она за месяц появится, нельзя. Надо пуд соли вместе съесть, тогда она сформируется постепенно.
– По поводу образования и школ: сотрудничаете или нет с этой сферой? Рассказываете учителям про привязанность, про депривацию, про то, что к таким детям нужно иное отношение?
— Хорошо бы, если так, но это не в рамках нашего госзадания. Бывает, мы отвечаем на запросы: записываем видеоролики, готовим раздатку, скидываем литературу для учителей. Есть книга Людмилы Петрановской «К вам в класс пришел приемный ребенок». Она именно для учителей и родителей написана.
Педагогический университет заказывает у нас спецкурс, мы им объясняем, что такое депривация, что такое приемные дети.
– Учитель, например, тоже сетовала, что их этому не учат, не объясняют. Она говорит: «Что мне делать 8 марта с детьми, у которых нет мамы».
– Сложный вопрос, да. Может, предложить сделать подарок учителю, однокласснице.
– Чем случаи возврата опасны для ребенка?
– Очень опасны. Когда ребенок появляется в семье, у него формируется привязанность к родителям, это базовое чувство безопасности – «я хороший, мир хороший и безопасный, тут можно прекрасно существовать». Из таких детей вырастают люди спокойные, уверенные, целеустремленные. Если вдруг привязанность не формируется или нарушается, то нарушается базовое чувство безопасности – «небезопасно в мире» или «меня любить не за что».
Очень многие дети думают: «Я какой-то не такой, поэтому от меня отказались».
Если вдруг ребенок попадает в приемную семью, он сначала не очень доверяет: плавали, знаем. Базовая безопасность уже нарушена. Если у него формируется вторичная привязанность, то он снова научается верить взрослым – «оказывается, меня могут любить, мир может быть безопасным». И тут – оп! – его отдают обратно. И привязанность рушится.
Причины, по которым нельзя усыновить
В вопросе, каких детей можно взять под опеку, а каких усыновить, органы опеки не всегда правы.
Одной из главных причин, почему нельзя усыновить, является то, что органы опеки довольно часто пытаются перестраховаться. А вот под опеку можно отдать любого ребенка, который лишился родителей.
Срок и условия семейного обустройства будут зависеть от конкретной ситуации.
Поскольку одно дело, когда мать находится в местах лишения свободы или на длительном лечении, а другое, когда она оставила ребенка и исчезла.
Если ребенок находится в сиротским учреждении, значит он остался без опеки родителей и семейное устройство возможно. Некоторые ограничения на возможность быть усыновленным накладывается. Поэтому подобные вопросы решаются в судебном порядке.
Различия в процедуре усыновления и оформления опеки
Конечно же, процедура усыновления и оформления опеки имеет свои различия и особенности.
Формы
У | О |
|
|
Этапы процедуры подачи документов:
У | О |
|
|
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: усыновление — весьма трудоемкий процесс, но стоит понимать, что государство не стремится противодействовать ему, требуя сбора большого пакета документов и соответствия многочисленным требованиям. Оно лишь хочет сделать его максимально соответствующим представлениям о надлежащих условиях воспитания детей.
Процедура усыновления для российских граждан постоянно упрощается, например, последнее нововведение — справку об отсутствии судимости и другие формальные бумаги вместо родителей запрашивают представители органов опеки и попечительства. Поэтому если вы решились, не стоит бояться, нужно лишь уметь правильно воспользоваться ресурсами, и вы сможете навсегда изменить жизнь маленького человека.
Отличие между опекой и усыновлением (удочерением)
Человек, решивший взять под опеку или усыновить ребенка, задается вопросом: чем отличается опека от усыновления?
Разница между опекой и усыновлением глобальная, это 2 совершенно разных формы устройства детей в семьи. Они имеют следующие различия:
- усыновление от опекунства отличается своей целью – опека или приемная семья может предполагать воспитание ребенка до 18 лет, а усыновление подтверждается статусом сына или дочери;
- опекун обеспечивает потребности ребенка, полагаясь на финансовую поддержку со стороны государства, а усыновитель в этом плане действует самостоятельно;
- опека оформляется в отделе опеки и попечительства, а усыновление устанавливается в судебном порядке;
- попечительство и опека контролируются специалистами отдела опеки и попечительства до достижения 18 лет ребенком с помощью проверок условий жизни подопечных, усыновленные и удочеренные дети проверяются только в течение первых трех лет после судебного процесса.
Причины, по которым нельзя усыновить
В вопросе, каких детей можно взять под опеку, а каких усыновить, органы опеки не всегда правы.
Одной из главных причин, почему нельзя усыновить, является то, что органы опеки довольно часто пытаются перестраховаться. А вот под опеку можно отдать любого ребенка, который лишился родителей.
Срок и условия семейного обустройства будут зависеть от конкретной ситуации.
Поскольку одно дело, когда мать находится в местах лишения свободы или на длительном лечении, а другое, когда она оставила ребенка и исчезла.
Если ребенок находится в сиротским учреждении, значит он остался без опеки родителей и семейное устройство возможно. Некоторые ограничения на возможность быть усыновленным накладывается. Поэтому подобные вопросы решаются в судебном порядке.