Таможенный словарь:Таможенные операции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенный словарь:Таможенные операции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перемещение товаров через таможенную границу могут осуществлять любые участники ВЭД: физические лица, юридические лица или индивидуальные предприниматели. Товары могут перемещаться в сопровождаемом багаже или несопровождаемом багаже (через перевозчика или в международном почтовом отправлении). И все они подлежат оформлению в местах таможенного оформления и контроля: СВХ, центрах электронного декларирования (ЦЭД), пунктах пропуска через государственную границу, путем подачи сведений инспектору таможни.
Общие правила для всех таможенных процедур
Существует ряд положений проведения таможенных процедур, обязательных для всех заявителей и декларантов (физических и юридических лиц, предпринимателей):
- Соблюдение запретов и ограничений на ввоз и вывоз продукции;
- Разрешительный порядок выпуска товаров согласно заявленной таможенной процедуре;
- Обязательность норм и правил, утвержденных для выбранного таможенного режима;
- Право выбора подходящей таможенной процедуры декларантом и ее изменения;
- Обязанность декларанта подтвердить соблюдение им условий помещения груза под таможенный режим;
- Ответственность декларанта за нарушение условий и требований процедуры.
Сроки помещения товаров под таможенную процедуру
Сроки помещения товаров под таможенную процедуру — это период, в течение которого декларант должен заявить товар путем подачи декларации в таможенный орган под необходимой таможенной процедурой. В зависимости от ее вида этот срок может варьироваться (например, для импортируемых товаров этот период составляет 4 месяца. Право выбора той или иной процедуры принадлежит декларанту и собственнику груза, и именно они несут юридическую ответственность в случае несоблюдения ее условий и требований. Согласно положениям ст. 127 ТК ЕАЭС, товары могут помещаться под иные таможенные процедуры. При этом декларант вправе изменять выбранную процедуру на другую (ст. 127.3 ТК ЕАЭС). Контроль над соблюдением условий процедур возложен на таможенные органы. После подачи декларации, таможенный инспектор должен в течение 1 часа принять таможенную декларацию в работу, либо отправить её на доработку декларанту.
Днем помещения товаров под выбранную процедуру является день выпуска товара таможенным органом.
Таможенный выпуск товаров — действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные режимы (ст. 2 ТК ЕАЭС).
Правила перевозки и оформления таможенных грузов в рамках отведенных сроков
Как и многие процессы, в которых задействованы те или иные государственные структуры, рассматриваемые мероприятия реализуются в соответствии с достаточно строгими и сжатыми временными регламентами. Все инструкции, касающиеся вопроса о срочности тех или иных процедур, также прописаны в ТК ТС:
- В том случае, если все инспекционные работы были проведены успешно, декларант получает порядка одного дня на физическую транспортировку. Отсчет начинается от момента официальной регистрации сотрудниками ФТС соответствующих бумаг.
- При необходимости временного хранения владелец посылки может оставить ее на территории пограничного контроля, максимум на два месяца. Это положение прописано в ст. 170 ТК РФ. Кроме того, указанные рамки могут продляться до 180 суток, по решению ответственных лиц.
- В ст. 185 рассматриваемого правительственного регламента указано, что до момента окончания предельного периода сбережения, его хозяин также должен заняться заполнением и подачей новых декларационных бланков.
Сроки оплаты таможенных сборов
Срок уплаты сборов за оформление ввозимых товаров регламентируется 329 статьёй Таможенного кодекса России. При импорте грузов через таможню РФ оплату требуется вносить в течение 15 дней с того момента, как в таможенные органы были предоставлены декларации и сами товары (либо с момента, как был завершён внутренний транзит).
Важно! Сроки подачи таможенных деклараций и внесения платежей могут отличаться, поскольку принятие документов о декларировании не является завершением срока уплаты пошлины.
ТК РФ регламентированы сроки уплаты и в других случаях: изменение таможенного режима, нецелевое использование условно выпущенного товара, нарушение требований таможенного оформления, применение особых таможенных процедур.
Как рассчитать таможенные сборы
Специалисты используют определённую формулу, которая позволяет легко рассчитать размер таможенных сборов при оформлении ввозимых товаров. Для этого учитывают коды конкретной продукции, стоимость и страну, где она была произведена. Формально расчёты выглядят следующим образом: берут таможенную стоимость товара, к ней прибавляют сумму сбора за оформление, из полученного значения вычисляют НДС.
На примере рассмотрим подсчёт платежей при импорте яблочного сока из Болгарии в Россию. Исходные данные:
- код товарной номенклатуры ВЭД: 2009719909;
- общий объём импорта: 20 тысяч литров;
- процент пошлины на ввоз: 8%;
- НДС: 18%;
- стоимость продукции: 4000 евро;
- курс евро: 120 руб.
Виды таможенных операций
Весь процесс оформления товара разделим последовательно на виды таможенных операций и подробно перчислим ниже.
1. Пересечение товара таможенной границы:
- предварительное декларирование таможенной продукции;
- сбор и подача документов о допуске транспортного средства к транспортировке продукции;
- сбор и подача документов на применение отдельных таможенных процедур.
Список товаров двойного применения
Список товаров двойного применения и технологий двойного назначения был утвержден Указом Президента №1661.
Противогазы, защитные костюмы, перчатки, обувь для работы в условиях радиоактивной, химической, бактериологической зараженности. Электронное оборудование, распознающие наличие в непосредственной близости взрывчатых веществ. Заменители, имитирующие токсические вещества при учениях, исследованиях. Бронежилеты и ряд компонентов для них. Дистанционно управляемые ТС. Подрыватели. Детонаторы. Зарядные устройства и их компоненты. Взрывчатые вещества (тетразины, нитроглицерин, триазол, тетразолы, имидазолы, октоген, фуразаны и проч.). Многокоординатные ткацкие машины. Устройства ультразвуковой дефектоскопии с программным управлением. Оборудование для производства препрегов. Материалы, созданные для поглощения электромагнитных волн. Проводники, сконструированные из сверхпроводящих композиционных материалов. Технологии производства и разработки полибензотиазолов и многое другое.
Порядок пропуска, таможенный контроль и таможенное оформление товаров двойного назначения.
Перед началом совершения таможенных операций необходимо проверить находится ли его товар в перечнях подконтрольной продукции. Однозначное отнесение товара к продукции двойного назначения осуществляется при совпадении двух признаков:
- одинаковый код ТН ВЭД ЕАЭС;
- конкретные характеристики.
В настоящее время такие списки (перечни) утверждены Указами Президента РФ:
- от 14 февраля 1996 г. № 202 «Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»;
- от 8 августа 2001 г. № 1004 «Об утверждении списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю»;
- от 8 августа 2001 № 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»;
- от 28 августа 2001 г. № 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»;
- от 14 января 2003 г. № 36 «Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;
- от 5 мая 2004 г. № 580 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;
- от 20 августа 2007 г. № 1083 «Об утверждении списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю».
Почему таможенное оформление лучше доверить специалистам?
Несмотря на то, что схема прохождения таможенного контроля кажется простой, а таможенных операций вроде бы и немного, данная процедура тем не менее отличается сложностью и имеет немало особенностей, которые требуется учесть. Например, важно подготовить все нужные документы и ничего не забыть, не ошибиться с кодом товара и страны происхождения, правильно заполнить таможенную декларацию, не допустить ошибок с расчетом таможенной пошлины, правильно организовать временное хранение груза и многое другое.
Растаможка не терпит ошибок. В лучшем случае их результатом станет дополнительная проверка груза на таможне и его задержка в пути, в худшем — конфискация и огромный штраф. Чтобы этого не случилось, обратитесь в нашу компанию. Мы уже не один год занимаемся таможенным оформлением различных товаров, знаем, какие нужны документы и как правильно заполнять таможенную декларацию, какие имеются особенности растаможки для разных видов грузов. С нами вы успешно пройдете таможенный контроль и избавитесь от любых рисков!
Признаки таможенных платежей
Основными признаками таможенного платежа являются:
- выполнение фискальных, регулятивных и протекционистских функций;
- регулирование на основе Таможенного кодекса Таможенного союза международных договоров государств-участников Таможенного союза, решений ЕЭК (ранее — КТС), НК, Закона о таможенном регулировании, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также законодательства Российской Федерации о мерах защиты экономических интересов Российской Федерации при внешней торговле;
- наличие фискального характера, так как платежи являются подлежащими установленному порядку обязательного отчисления в бюджет средств государств-участников Таможенного союза на основе предварительного распределения ввозных таможенных пошлин и других платежей, являющихся эквивалентными;
- наличие трансграничного характера, как так платежи могут взиматься только если товары перемещаются через таможенные границы Таможенного союза и это обязательное условие для их перемещения;
- права на взимание таможенного платежа находится также у таможенных органов государств, которые участвуют в Таможенном союзе;
- возможность уплаты таможенного платежа обеспечена на основе принудительной силы государств, являющихся членами Таможенного союза. В случае неуплаты, нарушения сроков уплаты, уклонения от уплаты таможенного платежа виновное лицо может быть привлечено к ответственности на уголовном, административном или финансово-правовом уровне;
- наличие комплексного характера за счет включения фискальных платежей: налогового (НДС, акциз) и неналогового характера (таможенных пошлин, сборов, других пошлин);
- порядок и правила уплаты налоговых платежей напрямую зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещен товар, и направления, в котором его перемещают (импорт, экспорт, транспортировка внутри Таможенного союза).
Особенностями того, как взимаются таможенные платежи с физического лица во время перемещения товаров для личного использования установлены на основании 49 главы Таможенного кодекса Таможенного союза с Соглашения Правительства РФ, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Таможенные платежи в данном случае являются совокупными, не дифференцируемыми на отдельные пошлину и налог.
Чтобы конкретнее уяснить понятие и виды «таможенных платежей», необходимо обратить внимание, что они являются более узкими, чем «платежи, которые предусмотрены на основании таможенного законодательства», потому что в состав последних включен обязательный платеж, уплачиваемый во время реализации конфискованных товаров, процент за то, что плательщики получают отсрочку или рассрочку, включая пени или штрафы. Обязательным является различение «таможенных платежей» от «платежей, которые могут взиматься на основании импорта или экспорта товаров», что описано в 30 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Указанные последними не являются таможенными платежами, не могут взиматься таможенным органом и являются оплатой услуг, которые предоставляются государственными органами специальной компетенции относительно технического контроля, количественного ограничения при обороте товара, получения лицензии, во время осуществления валютного контроля, статических услуг, что подтверждает соответствие товаров обязательным требованиям, экспертизе и инспекциям, карантину, санитарной службе и фумигации и др. Во время импорта товаров на территорию Таможенного союза может взиматься больше таможенных платежей, чем во время экспорта.
Таможенными пошлинами являются обязательные платежи, которые взимаются в лице таможенных органов во время перемещения товаров через границу Таможенного союза, включая другие случаи, которые установлены на основании таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства определенных стран, которые участвуют в Таможенном союзе.
Таможенные пошлины занимают основное место внутри системы таможенных платежей по причине того, что они – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Уплата таможенных пошлин является обязательной и может обеспечиваться на основании мер принуждения со стороны государства. Нормативно-правовое регулирование уплаты таможенных пошлин регулируется Таможенным союзом и его сторонами. В 5 статье Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» находится определение таможенных пошлин и их соотношения с ввозными таможенными пошлинами, сезонными пошлинами и вывозными таможенными пошлинами.
В Федеральном законе от 29 июля 2004 под номером 95-ФЗ таможенная пошлина исключается из 13 статьи Налогового кодекса, которая содержит необходимый перечень из необходимых федеральных налогов и сборов. От налогов таможенные пошлины отличаются преобладанием регулирующих функций таможенных пошлин над фискальными, подзаконным характером того, как устанавливаются ставки таможенных пошлин.
Категории классификаций таможенных пошлин являются различными: от направления перемещения товара, способа того, ка�� исчисляются таможенные пошлины, до того, как ведется порядок таможенных пошлин и др.
В направлении того, как осуществляется перемещение товаров, таможенные пошлины можно разделить на ввозные и вывозные, взимаемые во время ввоза или вывоза товаров на территорию Таможенного союза.
Как было указано ранее, ставка ввозимых таможенных пошлин может устанавливаться в лице Таможенного союза и является единой на его территории, а ставка вывозимых пошлин может устанавливаться исключительно РФ и действовать на ее территории.
Основной частью таможенных пошлин в странах зарубежья и на территории Таможенного союза является ввозная таможенная пошлина, которая является основным механизмом защиты и того, как приспосабливается национальная экономика к зарубежным товарам. Ввозную таможенную пошлину устанавливают в первую очередь для протекционистских целей и для того, чтобы оптимизировать соотношение экспорта и импорта, учитывая требования платежного и торгового равновесия в государствах-членах Таможенного союза.
Применение вывозных таможенных пошлин является гораздо более редким явлением и нацелено на ограничение вывоза отдельных категорий товаров и удерживание их в стране, либо для развития определенных отраслей экономики (перерабатывающие отрасли), повышением вывозной таможенной пошлины на сырье.
Международным таможенных правом предусматривается возможность того, чтобы применять транзитные таможенные пошлины, цель введения которых, в большинстве случаев — уменьшение транспортного потока на таможенной территории или осуществление экономического давления на сопредельные государства. Обнуление транзитной пошлины происходит с помощью заключения международных договоров. С середины ХХ века национальными правовыми системами реализуется принцип международной свободы таможенных транзитов, который закреплен в 5 статье Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года и перечне иных международно-правовых актов. Данным принципом предусматривается свобода процедур таможенного транзита от того, чтобы уплачивать таможенные пошлины.
На основании способа исчисления таможенные пошлины бывают:
- адвалорными — тарифные ставки, которые установлены в процентах относительно таможенной стоимости облагаемого товара;
- специфическими — тарифные ставки, которые устанавливаются в зависимости от того, какие физические характеристики присущи товарам (количество, масса, объем или другие характеристики);
- комбинированными — тарифные ставки, которые являются сочетанием специфического и адвалорного способов расчета таможенных пошлин.
Ставки таможенных пошлин едины и не могут подлежать изменениям относительно лиц, которые премещают товар через таможенные границы Таможенного союза, вида сделки или иных факторов. Самой распространенной является адвалорная пошлина. Она больше всего может отвечать современным взглядам справедливой конкуренции и применяется к готовым изделиям и различной технической продукции. Основным преимуществом адвалорной пошлины является то, что она поддерживает уровень защиты внутреннего рынка от колебания цены на товар в области мирового рынка. В то же время, ее недостаток — необходимость правильно определить цену на товар и установить его таможенную стоимость (а это удается сделать далеко не всегда).
Таможенные операции и контроль. Таможенная служба
Учитывая представленную классификацию, можно сделать вывод, что таможенные действия в большей части являются проявлением контрольных функций этого органа. Однако самой главной задачей, которая обуславливает реализацию отдельных операций, является декларирование товаров. Так как именно это действие позволяет контролировать все без исключения объекты, перемещающиеся через государственную границу.
Как мы понимаем, порядок совершения таможенных операций осуществляется с целью влияния на отдельных субъектов. Они, в свою очередь, являются непосредственными фигурантами процесса перемещения через государственную границу. Всех субъектов, в соответствии с современным законодательством, можно разделить по группам, а именно:
1. Лица, которые отвечают за управление таможенным декларированием.
2. Лица, имеющие коммерческий интерес и реализующие предпринимательскую деятельность на границе и пунктах пропуска (владелец склада, специалист по таможенным операциям и т. д.).
3. Лица, которые, в силу сложившихся обстоятельств, стали субъектами перемещения через таможенную границу.
В 2020 году произошло изменение ставок акциза. В частности, выросли сборы на следующие товары:
- Все сорта шампанского.
- Алкогольное пиво на 5 оборотов.
- Табачные изделия.
- Любая курительная «электроника»: электрокальяны, сигареты, вейпы и т.д.
- Автомобили с мощностью мотора от 91 лошадиной силы.
- Бензиновое топливо 5 класса, солярка и моторное масло.
Ряд товаров в принципе не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Кратко их список выглядит так:
- Любая продукция, ввозимая в качестве помощи РФ. Есть исключения для товаров, которые облагаются НДС на таможне.Таможенные платежи при ввозе подналоговых торовар необходимы
- Любые медикаменты (отечественного и импортного производства), входящие в перечень необходимых и первостепенных.
- Протезы и ортопедические изделия, а также сырьевой материал для их изготовления.
- Офтальмологическое оборудование, в том числе и средства первой необходимости (очки, линзы и т.д).
- Сырьевой материал для производства вышеперечисленных позиций, которые не выпускаются в Российской Федерации.
В местах, где проводятся таможенные операции, таможенные органы оборудуют специально отведенные территории для того, чтобы было удобно заполнить пассажирскую таможенную декларацию (ПДТ). Всегда достаточное количество чистых бланков обеспечено, имеются и образцы заполнения. Порядок совершения таможенных операций (форма ПТД, заполнение, подача, регистрация) также определены Комиссией ТС в 2010 году. Решение №287 говорит об утверждении данной формы и порядке ее заполнения.
На иностранном языке могут быть приняты только два документа — удостоверяющий личность, а также место жительства (это паспорт или иное удостоверение), и свидетельство о регистрации автомобиля (технический талон, технический паспорт или документ, способный их заменить). Если декларация принята, она регистрируется в таможенном органе должностным лицом. Но в регистрации могут и отказать, если лицо, подавшее декларацию, не уполномочено на это действие, то есть не имеет на это юридического права. Таков порядок таможенных операций.
Также, если в декларации содержатся подчистки, неразборчивые слова, помарки или исправления, незаполненные графы, регистрации такой документ не подлежит. Если декларант составил его без установленной формы, забыл подписать или удостоверить, декларация будет возвращена незарегистрированной. И конечно, если декларируемые товары не предъявлены, тоже регистрация не состоится. Отказ будет оформлен письменно и в соответствующую графу занесен, после чего документ возвращается.
Таможенные операции — это что такое? Порядок совершения таможенных операций
Таможенное оформление — это все таможенные операции в совокупности, касающиеся транспортных средств и товаров, которые перемещаются через таможенную границу. Как уже было сказано, совершаемые участниками таможенных правоотношений действия подразделяются на несколько видов, отражая зависимость от конкретных задач в процессе таможенной деятельности.
До перемещения транспортных средств и товаров через границу совершаются операции, касающиеся предварительного декларирования, получение свидетельства о допуске определенных товаров и допуске транспортных средств для их перевозки. Совершается таможенный контроль, ставятся пломбы и печати. Далее следует получение разрешения на отдельные таможенные процедуры — переработка на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления.
Следом совершаются таможенные операции до подачи декларации: прибытие транспортных средств с товарами на территорию таможни (доставка при пересечении таможенной границы к месту предоставления таможенному органу со всеми необходимыми документами). Далее осуществляются таможенные операции по таможенному транзиту — оформление, перевозка до места назначения в таможне, завершающее оформление таможенного транзита, помещение товара на хранение.
После этого следуют таможенные операции декларирования товара и завершающие — вывоз с таможенной территории, а если выпуск товара условный, то оформление тех или иных обязательств перед органами таможни. Завершение действий режима таможенных операций тоже требует оформления. Например, это может касаться временного ввоза при завершении режима, а также порядка вывоза с таможенного склада.
Как выполняется помещение товаров под таможенную процедуру — этапы
Порядок импорта товара регламентирует ТК ЕАЭС, и он включает такие последовательные действия участника ВЭД, как:
- Регистрация участника ВЭД на сайте ФТС, через который осуществляется весь электронный документооборот с таможенными органами. Альтернативный вариант — таможенно-брокерское обслуживание. То есть обращение в Интер Логистик и заключение Договора на представление ваших интересов и таможенное оформление под ключ.
- Оплата пошлин и налогов через депозитный счет на сайте ФТС. Для этого в личном кабинете участник ВЭД заблаговременно вносит депозит для оплаты пошлин. Так как курсовые разницы считаются на день предоставления декларации, то лучше разместить на счете сумму с запасом.
- Подготовка и отправка документов, чтобы оформить импорт. Сюда входит не только оформление таможенной декларации (ДТ), но и комплектование сопроводительной документации. К ней относится внешнеторговый контракт, инвойс, сертификаты, при их наличии, транспортные накладные и другие документы, согласно утвержденного перечня. В зависимости от типа груза и от того, какой код ТН ВЭД ЕАЭС выбран, меняются условия помещения товаров под процедуру.
- Таможенная очистка товаров после прибытия на таможенный пост. Если потребуется, то также сотрудник таможни проведет досмотр груза.
Классификатор таможенных режимов
Наименование таможенного режима
Примечание
Режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов.
Временный ввоз (вывоз):
Режим, при котором товар ввозится (вывозится) с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии.
Выпуск товаров для свободного обращения
Товары остаются на территории РФ без обязательства об их вывозе.
Режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Переработка товаров на таможенной территории
Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ. При условии вывоза продуктов переработки за пределы РФ возвращаются суммы ввозных таможенных пошлин и налогов.
Переработка товаров под таможенным контролем
Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки под таможенным контролем, с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
Переработка товаров вне таможенной территории
Режим, при котором Российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на территории РФ.
Свободная таможенная зона
Режим, при котором иностранные товары размещаются и используются на определенной территории без взимания таможенных пошлин и налогов, а российские товары размещаются и используются в соответствии с режимом экспорта
Магазин беспошлинной торговли
Режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики
Режим, при котором иностранные товары размещаются и используются на определенной территории без взимания таможенных пошлин и налогов, а российские товары размещаются и используются в соответствии с режимом экспорта
Режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем. По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим.
Отказ от товара в пользу государства
Режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин и налогов.
Режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов.
* Перечень дается согласно Приложению 1 к Приказу ГТК России от 23.08.2002 N 900.
Как работает НСПТ и кого касается
Партии товара присваивается специальный номер, который участники оборота потом указывают во всех документах при его перепродаже. На сами предметы идентификатор наносить не нужно — это одно из отличий от системы маркировки. Участие в системе прослеживаемости — это отдельная обязанность, не связанная с маркировкой, товар не будет одновременно участвовать в обеих системах контроля.
Все участники оборота прослеживаемых товаров будут отчитываться в налоговую инспекцию о движении таких товаров. Плательщики НДС будут указывать информацию в обновлённой декларации НДС, а неплательщики — в специальном отчёте.
Вы становитесь участником системы, если совершаете какую-либо из этих операций с прослеживаемым товаром:
Таким образом, обязанность по участию в системе прослеживания может возникнуть даже если вы не занимаетесь внешнеэкономической деятельностью или торговлей прослеживаемыми товарами. Достаточно просто приобрести такой товар в предпринимательских целях — и вы уже обязаны отчитаться в налоговую инспекцию. От системы налогообложения и формы собственности обязанность участвовать в процессе не зависит.
ИП, применяющий патентную систему налогообложения, приобрёл после 08.07.2021 в ООО «М-Видео» китайский монитор для работы в офисе. Вместе с монитором поставщик передал ИП счёт-фактуру в электронном виде с идентификатором товара. ИП должен принять счёт-фактуру по каналам электронного документооборота, подписать электронной подписью, направить в налоговую инспекцию отчёт о прослеживаемых товарах.
Без электронного документооборота магазин не сможет продать предпринимателю или фирме прослеживаемый товар, а ИП или фирма не смогут его купить. Так любой покупатель из мира бизнеса волей-неволей становится участником системы.
Что такое тарифное регулирование
Тарифное регулирование — это когда государство устанавливает таможенные пошлины, которые нужно заплатить, чтобы ввезти товары в Россию. Так оно защищает местных производителей от нашествия более дешевых импортных товаров и зарабатывает деньги: уплаченные пошлины пополняют бюджет страны.
Таможенные пошлины устанавливаются в процентном соотношении от таможенной стоимости товаров.
Таможенную стоимость можно рассчитать как сумму стоимости товаров по инвойсу и дополнительных расходов, которые понес покупатель до момента, когда груз пересек границу России. В эти дополнительные расходы обычно входит страхование, погрузочные и разгрузочные работы и транспортировка.
Таможенная стоимость определяется в зависимости от базиса поставки. Например, в контракте прописано условие FCA Berlin — это значит, что покупатель самостоятельно организует транспортировку товара из Берлина. Таможенная стоимость определяется так:
Стоимость по инвойсу + Транспортные расходы покупателя на доставку от Берлина до границы России.
Если базис поставки — CPT Moscow, Sheremetyevo, то продавец самостоятельно доставляет груз из своей страны до аэропорта Шереметьево. В этом случае таможенная стоимость равна стоимости по инвойсу, в которую уже заложены расходы продавца на транспортировку.
Таможенную стоимость указывает импортер или его представитель при декларировании. Таможенные органы ведут статистику цен на ввозимые товары, в их распоряжении информация по сделкам за несколько лет. У них даже есть специальный документ — свод минимальной стоимости практически на любые товары.
Если импортер представляет инвойс с заниженной стоимостью, его попросят объяснить, чем вызвана такая скидка, и подтвердить слова документами. Если он не убедит инспекторов, то таможня откорректирует стоимость сделки до значений из своих источников и предложит заплатить пошлины с этой суммы.
Импортер вправе оспорить такую коррекцию в суде. Но я считаю, что все честно: цены, которые предлагает таможня, действительно соответствуют рынку. Как правило, экстремально низкая стоимость товаров связана с их низким качеством либо с жульничеством импортеров, которые так уклоняются от уплаты пошлин.