Транспортная накладная 2023: скачать бланк, образец заполнения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная накладная 2023: скачать бланк, образец заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это сопроводительная документация, призванная для отслеживания исполнению правил транспортировки ТМЦ. Соответственно, форма используется в случаях, когда эти услуги в принципе существуют. То есть рассматриваем ситуацию, когда компания А заказывает поставку у производителя Б. Если доставка продукции осуществляется силами фирмы Б, как дополнительная опция, которая уже включается в стоимостном выражении в общий прайс, то документ нам не нужен. Ведь отдельных услуг не было оказано. Также если компания А сама забирает продукт, грузит его на фуры и отправляет для оприходования на склад или точку продаж, нет необходимости в бумаге. Ведь снова не было оказано никаких услуг.

В каких же случаях нам понадобится, и этот аспект во многом определяет, чем отличается ТТН от ТН. А именно – это наличие третьей стороны, оказывающей услуги транспортировки. Когда в уравнении появляется эта новая переменная, документ и становится нужен. Но не необходимой, ведь распоряжение Минфина от 2013 года фактически упразднило обязательный характер предписания. Теперь документ вполне допустимо заменить новым аналогом, о котором мы еще отдельно поговорим ниже.

Также следует учитывать, форма обязательна к заполнению в качестве основного документа при перевозке груза с помощью автомобильного транспорта. Если ценности будут отправляться посредством поездов, судов, самолета – то оснований для заполнения нет. Поэтому оформлять указанный вариант нужно в случае стандартном варианте посредством грузовых автомобилей.

Электронная транспортная накладная

С 1 января 2022 года электронные транспортный накладные наделены таким же статусом, как и документ, оформленный на бумаге.

Транспортная накладная, выданная в электронной форме, также предназначена для подтверждения заключения договора перевозки. Ее форма приведена в приложении № 4 к постановлению правительства от 30.11.2021 № 2116, но формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС.

Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать простую электронная подпись или усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но при последнем варианте документ надо дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.

Электронную транспортную накладную нужно направлять в государственную информационную систему «Электронный перевозочные документы». Порядок направления электронной транспортной накладной в эту систему разработает и утвердит правительство.

Если компания подключена к системе и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.

Чтобы заниматься грузоперевозками по территории России или за рубеж перевозчик должен оформить сопроводительную документацию. Первым делом при внутренних поставках потребуется выписать ТН или ТТН. Выбор формы зависит от типа товаров, а также используемой операции: самовывоз, импорт, экспорт и др.

ТТН представляет собой документ, с помощью которого предприятие может вести первичный бухгалтерский или налоговый учет. На основании товарно-транспортной накладной сотрудники компании списывают продукцию со склада грузоотправителя и подготавливают ее к последующей транспортировке. С 2021 года форма 1-Т стал обязательным для всех видов перевозок, в которых участвую сторонние логистические компании или посредники.

Кстати! Товарно-транспортная накладная – это первичный документ, поэтому выписывается он в бумажном варианте. При желании оформить бланк можно с помощью специальных программ: Word, Excel, 1С.

Главное назначение накладной заключается в том, что она подтверждает заключение контракта между отправителем, экспедитором и покупателем. В любой момент уполномоченные органы могут проверить наличие ТТН. Если во время рейса у водителя не будет при себе формы 1-Т, груз могут конфисковать, а логистической компании выписать штраф.

После сделки заверенная товарно-транспортная накладная возвращается на предприятие (в бухгалтерию или архив). В последующем она понадобится для составления квартальных, ежегодных, а также других отчетов.

Как и ТТН, товарная накладная относится к первичной документации. Данная форма была введена в 2013 году и стала своеобразным аналогом сопроводительных документов, которые используются во время грузоперевозки. Благодаря бланку компания может отследить факт оприходования и отправки ТМЦ, а также их последующую передачу покупателю. Таким образом можно понять, что производитель честно выполнил условия заказа.

Принципиальные отличия

Разберем детально, чем отличаются друг от друга товарно-транспортная накладная (ТТН), транспортная накладная (ТН) и счет-фактура.

  1. Количество экземпляров.
    • Счет-фактура распечатывается в двух экземплярах. Один образец для продавца, другой образец для покупателя. Печати на бланках не ставятся. Нужны только подписи продавца.

      Документ нужен для предоставления в налоговую службу. Он не подтверждает факт доставки груза, продукции от продавца к покупателю.

    • Товарно-транспортная накладная распечатывается в четырех экземплярах. Два экземпляра нужны для перевозчика, по одному экземпляру продавцу и покупателю. В документе ставятся подписи и печати всех трех сторон сделки.
    • Транспортная накладная оформляется и распечатывается в трех экземплярах. Всем трем сторонам по одному экземпляру.В документе ставят подписи все три стороны договора поставки товара: грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель. Последний ставит печать, подтверждающую приемку товара.

    Требования к заполнению

    Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

    Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

    • данные всех участников сделки;
    • сведения о грузе;
    • данные о транспортном средстве;
    • стоимость грузоперевозки;
    • перечень сопроводительных документов.

    Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

    Бумаги общего назначения

    Многих водителей интересует, какие документы нужны для перевозки груза, чтобы в случае проверки с компетентными органами не возникло никаких проблем. Перечень официальных бумаг следующий:

    1. Удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории.
    2. Товарно-транспортная накладная (ТТН).
    3. Договор между отправителем, получателем и посредником, осуществляющим перевозку.
    4. Путевой лист.

    Все вышеперечисленные документы нужны для перевозки любых видов товара, и не могут быть заменены на другие бумаги. При этом стоит отметить некоторые особенности данной документации.

    Накладная при перевозке грузов является одним из самых главных свидетельств, которые необходимо будет предъявить водителем при проверке. Выписываться этот документ должен организацией или лицом, которое является отправителем. При этом официально данная бумага должна быть утверждена соответствующими печатями. Ее необходимо сделать в четырех копиях, по одной из которых получает отправитель и получатель, а две остаются в транспортной компании. Данный документ содержит две важные части:

    1. Товарный раздел. Данная часть указывает полное описание товара, которые остальные документы на перевозку груза не дают.
    2. Транспортный раздел. Этот элемент должен содержать наиболее полную информацию о маршруте, название отправителя и посредника, а также данные о водителе и технических характеристиках автомобиля.

    В некоторых случаях от товарно-транспортной накладной можно отказаться. Чаще всего это бывает тогда, когда транспортировку осуществляет покупатель. Документы на перевозку груза в данном случае не требуют ТТН, так как весь процесс происходит между двумя объектами договора без посредников в виде транспортной компании.

    Договор должен быть в обязательном порядке подписан. Это делает водитель, либо же экспедитор, сопровождающий машину. Не обязательно, чтобы эта бумага была оригинальной, так как можно использовать заверенные печатями копии. Таким образом подтверждается законность транспортировки. Вместо договора разрешается использовать доверенность, если на ней также стоят соответствующие печати организаций.

    Требования к заполнению

    Образец заполнения транспортной накладной нового образца 2020 должен учитывать требования Правил № 272.

    • Транспортная накладная является документом, подтверждающим заключение договора о транспортировке (пункт 6 Правил № 272).
    • Если иное не предусмотрено договором перевозки, накладная составляется на одну или несколько партий товара, перевозимую на одном транспортном средстве.
    • Составляется 3 экземпляра (оригиналы) накладной для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика, они подписываются грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
    • Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором, составляется грузоотправителем (пункт 6 Правил № 272). Отправителем может являться как поставщик товаров, так и их покупатель, лица, уполномоченные продавцом и покупателем, а также экспедитор.
    • Если в документ вносятся исправления, они также должны быть заверены подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами (пункт 9 Правил № 272).
    • В случае погрузки груза, подлежащего транспортировке, на различные транспортные средства следует составить такое количество накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств (пункт 10 Правил № 272).

    Лица, которые проставляют свою подпись в документе, должны быть уполномочены действительными доверенностями или должностными обязанностями.

    Дополнительные типы документов

    На вопрос о том, какие документы нужны для перевозки груза, однозначно ответить достаточно сложно. Это связанно с тем, что существует достаточно много нюансов в каждом конкретном случае, которые следует учесть. Без них ответственные лица могут получить штраф за несоблюдение законов или же получить определенные трудности, разбираясь с компетентными органами.

    При необходимости следует оформить следующие документы для перевозки груза автомобильным транспортом:

    1. Договор и документ, подтверждающий фактическую отгрузку товаров.
    2. Накладная на товар, если в ТТН была указана неполная информация о перевозимом грузе.
    3. ПТС автомобиля и техосмотр на него.
    4. Документ обязательного страхования владельца транспортного средства.
    5. Трудовой договор, по которому работает водитель, если он не является непосредственно владельцем автомобиля (или же копия этого документа).
    6. Санитарный паспорт, если осуществляется транспортировка продуктов питания.
    7. Сертификат, подтверждающий качество продукта.
    8. Книжка с указанием температуры холодильника-рефрижератора, если транспортируются скоропортящиеся продукты.
    9. Ветеринарный паспорт, если перевозятся животные.
    10. Справка, выдающаяся на продукцию, содержащую спирт, если осуществляется перевозка алкогольных напитков.

    Какие сопроводительные документы нужны для перевозки груза определяется непосредственно видом этого груза. В каждом конкретном случае это может быть индивидуальный уникальный пакет бумаг, поэтому очень важно быть предельно внимательным, получая и заполняя их.

    Обязательные реквизиты ТН

    Заполнение формы данной накладной регулирует Альбом унифицированных форм первичной учетной документации, статьи Налогового кодекса и статья «О бухгалтерском учете».

    Обязательно нужно проверять наличие такой информации в ТН:

    • бланк накладной нужно составлять именно в момента приема товара: дата должна быть реальной;
    • в графе «Организация-грузоотправитель» указывают полное или общепринятое сокращенное название, банковские реквизиты.

    Образец ТН имеет название ТОРГ-12. Данная форма не является обязательной для оформления экономических отношений. Организации имеют право разработать собственные формы ТН. Но они должны соответствовать требованиям налоговой и быть максимально понятными для всех участников сделки.

    Чтобы избежать недоразумений и дополнительных вопросов, лучше пользоваться унифицированной формой ТН – ТОРГ-12. Она доступна всем и большинство бухгалтеров руководствуются именно ею.

    Товарная накладная имеет такие обязательные реквизиты:

    • шапка – название участников торговых отношений (поставщик, получатель и плательщик);
    • основание, в котором размещена информация о договоре или наряде на поставку товара;
    • номер ТН и дата ее составления, которая является датой проведения купли-продажи;
    • код поставщика по ОКУД и ОКПО;
    • основой ТН является таблица, где указано название товара, его описание, стоимость, количество и так далее.

    В нижней части формы ТОРГ-12 размещают информацию о лицах, которые провели сделку, их личные подписи, а также печати организаций.

    Как отличить товарную накладную от товарно-транспортной

    Между ТТН и ТН существует разница. Эти документы нельзя отождествлять. Товарная накладная никогда не заменяет транспортную и наоборот.

    Оба вида накладных существуют для сопровождения товара при его перемещении, но ТН оформляют во всех случаях купли-продажи, а ТТН – только в тех случаях, когда во время транспортировки товара появляется третья сторона – транспортная компания. В товарно-транспортной накладной нет информации о факте продажи материальных ценностей. Тогда как товарная накладная является официальным документом о сделке, вследствие которой поменялся владелец товара. В данной накладной прописывают условия сделки, цена товара, НДС и общая стоимость груза. Этого нет в ТТН.

    Во время купли-продажи любого вида материальных ценностей юридические и физические лица документально заверяют возникшие хозяйственные отношения между ними. Законодательная база государства предлагает унифицированные формы накладных для упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета.

    Варианты транспортировки

    Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем – на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.

    Перевозчик оказывает услугу лично, непосредственно предоставляя грузоотправителю транспортное средство под погрузку. А экспедитор – это лицо, оказывающее комплексную услугу организации перевозки. Главное условие такой организации – доставка груза адресату, указанному клиентом. Результат тот же, что у перевозчика. Но для его достижения экспедитор не только самостоятельно доставляет груз или заключает договоры с другими перевозчиками. Он осуществляет самые разные операции вспомогательного характера, обеспечивающие грузоперевозку. Например, подготовку товаров к транспортировке, передачу груза от одного перевозчика к другому, оформление перевозочных документов, страхование и выполнение таможенных формальностей. Перевозчик же, помимо транспортировки, выполняет только погрузочно-разгрузочные работы.

    Если заказчик наделит перевозчика несвойственными ему функциями, то договор перевозки будет переквалифицирован судом. Разумеется, это возможно в рамках спора, хозяйственного или налогового.

    На транспортном рынке предлагают услуги и разнообразные посредники. Они оказывают помощь в осуществлении отдельных «сопутствующих» операций, не принимая на себя обязанности по достижению конечной цели – вручению груза грузополучателю. Чаще всего приходится иметь дело с агентами (гл. 52 ГК РФ) или диспетчерами (гл. 39 ГК РФ).

    Задача бухгалтера – обеспечить транспортировку товарно-материальных ценностей надлежащими документами, на основании которых компания безбоязненно сможет принять к вычету предъявленный НДС и признать расходы по налогу на прибыль. Для этого бухгалтер должен разобраться в правовой природе транспортных операций.

    Документирование транспортной экспедиции

    Юридическая классификация сделки определяет подход к ее документированию. Наглядный пример тому – договор транспортной экспедиции.

    С точки зрения налоговых инспекторов, экспедитор – это посредник, поскольку он действует за вознаграждение по поручению клиента в его интересах и за его счет.

    Между тем транспортная экспедиция – самостоятельный вид услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 г. № 5056/98; решение Арбитражного суда г. Москвы от 4.05.2008 г. по делу № А40-53580/07-104-296, поддержанное определением ВАС РФ от 7.05.2009 г. № ВАС-2785/09 по делу № А40-53580/07-104-296).

    Правда, в п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ сказано, что клиент возмещает расходы экспедитора по организации перевозки. Однако прямой нормы, обязывающей стороны договора указывать размер вознаграждения экспедитора, мы не обнаружим. Условие о возмещении применяется, если экспедитор оплачивает услуги третьих лиц, не предусмотренные договором (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6.05.2009 г. № А33-16012/2008-03АП-1277/2009 по делу № А33-16012/2008). В остальных случаях цена договора считается твердой.

    Кстати, аналогичную структуру имеет цена работы по договору подряда. Она включает вознаграждение подрядчика и компенсацию его издержек (п. 2 ст. 709 ГК РФ). При этом подрядчик тоже действует по заданию заказчика (п. 1 ст. 702 ГК РФ) и вправе привлекать к исполнению своих обязанностей субподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Только вот генеральный подрядчик посредником не считается.

    Тем не менее Минфин России в письмах от 30.03.2005 г. № 03-04-11/69 и от 21.06.2004 г. № 03-03-11/103 указывает, что экспедитор уплачивает НДС в бюджет только с суммы своего вознаграждения. Такая позиция по сути опирается на ст. 156 НК РФ. Но сфера применения этой статьи ограничена договорами трех видов – поручения, агентскими и комиссии. На услуги транспортной экспедиции она не распространяется (постановление ФАС Московского округа от 14.04.2011 г. № КА-А40/2627-11 по делу № А40-84019/10-99-418). А постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» не дает экспедитору права на перевыставление счетов-фактур по расходам, «возмещаемым» клиентом.

    В налоговом учете услуги экспедитора можно рассматривать по аналогии с посредническими (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ), но не обязательно. С равным основанием клиент может классифицировать затраты по договору как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ), поскольку цель и результат транспортно-экспедиционной деятельности – доставка груза. Тогда не потребуются и документы, подтверждающие затраты экспедитора.

    Вариант учетной политики клиент выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ).

    Еще один важный нюанс. Экспедиторские документы (экспедиторская расписка, поручение экспедитору, складская расписка) – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Первичными учетными документами они не являются. Причем в договоре транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не предусмотренных правилами транспортно-экспедиционной деятельности (п. 6 и п. 7 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утв. приказом Минтранса России от 11.02.2008 г. № 23).

    Последнее время у бухгалтеров часто возникает вопрос о том, какими документами организация может подтвердить приобретение товара, если товар был доставлен автомобильным транспортом. Этот вопрос возник после того, как появилась новая форма транспортной накладной.

    При этом сохранилась и уже действующая форма товарно-транспортной накладной. Неоднозначность действующего законодательства в отношении документального оформления доставки товара поставила в тупик и покупателей, и продавцов, и перевозчиков. 25 июля 2011 года вступили в силу Правила перевозки грузов автомобильным транспортом (далее — Правила перевозки). Этот документ был разработан в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). Напомним, что Устав автомобильного транспорта регулирует отношения, которые возникают при оказании услуг автомобильным транспортом. Он определяет общие условия перевозок грузов грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам. Иными словами, Устав и Правила перевозки регулируют взаимоотношения грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков при заключении договора перевозки.

    Перевозочным документом, который подтверждает заключение договора перевозки груза, является транспортная накладная (ТН). Без ТН перевозчик не имеет права принимать к перевозке груз (ст. 8 Устава). Следовательно, если организация заказывает перевозку груза специализированной компании, то грузоотправитель обязан оформить транспортную накладную и передать ее водителю автомобиля вместе с грузом. Форма и порядок заполнения ТН установлены Правилами перевозки. ТН составляется в трех экземплярах. Первый остается у грузоотправителя, второй у грузополучателя, а третий у перевозчика. В товарной накладной содержатся все сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку.

    Рассмотрим основные отличия новой транспортной накладной от применявшейся ранее товарно-транспортной накладной (ТТН).

    Товарно-транспортная накладная: кому и почему необходима

    Каждый из экземпляров ТТН должен быть заполнен и заверен подписью ответственного лица и печатью (штампом) грузоотправителя. Во всех экземплярах должна быть также подпись водителя (или экспедитора), что является подтверждением передачи груза ответственному лицу для его транспортировки по указанному в документе маршруту.

    Товарно-транспортная накладная требуется для подтверждения факта приема груза грузополучателем, при этом ее наличие особо тщательно проверяется налоговыми органами. Так, при проведении проверки того, достаточно ли оснований для применения вычетов по НДС покупателем, тщательное внимание обращается на наличие полного пакета первичных документов, в том числе и ТТН. Во избежание споров с проверяющими из налоговой лучше позаботиться об оформлении ТТН в любом случае, если ТМЦ отгружается в автотранспорт.

    Новая транспортная накладная

    С 25 июля начали действовать новые Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее — новые Правила перевозок грузов) . О необходимости этого документа было заявлено более трех лет назад в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ). Напомним, что ранее организации руководствовались Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 (далее — Правила Минавтотранса), в части, не противоречащей гл. 40 «Перевозка» ГК РФ и гл. 2 «Перевозки грузов» Закона N 259-ФЗ. Причем об отмене прежних Правил в Постановлении Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 ничего не сказано.

    В п. 3 накладной содержатся данные о перевозимом грузе, но по этим характеристикам нельзя идентифицировать его отдельные позиции как подлежащие учету ТМЦ. В накладной не предусмотрено отражения договорной цены единицы товара и даже общей стоимости всех перевозимых ценностей. В п. 5 данной формы есть лишь указание на объявленную стоимость (ценность) груза, которая не должна превышать действительную (п. 12 разд. II новых Правил перевозок грузов). Получается, указанные суммы могут не совпадать.

    Варианты транспортировки

    Для перевозки товарно-материальных ценностей компания может использовать свой автотранспорт, числящийся в составе основных средств, собственных или арендованных. А может заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией или индивидуальным предпринимателем – на оказание услуг перевозки (гл. 40 ГК РФ, Федеральный закон от 8.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») либо транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ, Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»). Но когда место погрузки груза и его место доставки, указанные в договоре, находятся на территории разных стран, применяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве 19.05.1956 г.). Такие перевозки в нашей статье не рассматриваются.


    Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *