Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во исполнение положений ст. 214.2 НК РФ банки будут обязаны не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом, предоставлять налоговым органам сведения о процентах, начисленных физическим лицам в виде доходов по вкладам в течение всего отчетного периода.
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Для того чтобы стало понятнее, что именно ждет россиян в связи с введением в действие ст. 214.2, сделаем сравнительный анализ между тем, что было, и тем, как будет.
Итак, до 2020 года действуют старые положения Налогового кодекса относительно уплаты налогов с дохода от рублевых вкладов.
В соответствии со старыми положениями закона налог с дохода по вкладам следовало оплатить в случае, если банковская ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ по показателю плюс 5 процентных пунктов. Налог подлежал уплате с суммы, превышающей этот лимит.
Например, при ключевой ставке ЦБ в 6% добавление пяти процентных пунктов в сумме дает 11 процентов годовых. Поскольку таких ставок по вкладам физических лиц не существует, налог не платил никто.
То есть определение налоговой базы было привязано к процентной ставке банка, ключевой ставке ЦБ и добавочным процентным пунктам. Поскольку при любом раскладе арифметические действия давали несуществующую ставку, то ст. 214.2 была практически недействующей, вне зависимости от того, миллиардный или миллионный был вклад.
Исходя из необходимости модификации «недееспособной» статьи НК РФ, законодатель разработал новые положения взимания налогов с доходов по вкладам граждан.
Для этого статья 214.2 НК РФ в новой редакции установила ряд изменений, а именно:
- налог был «отвязан» от процентов по банковскому вкладу;
- банкам была вменена обязанность сообщать в налоговые органы обо всех вкладах граждан;
- перед налоговыми органами поставили задачу ведения суммарного учета всех вкладов по каждому конкретно вкладчику;
- налог был привязан к реальному доходу вкладчика от процентной ставки по вкладу. С целью установления дохода налоговые органы должны суммировать доходы от каждого вклада гражданина, если процентная ставка по ним составляет более 1 %;
- был установлен лимит дохода. Арифметически лимит дохода устанавливается путем умножения общей суммы вкладов на действующую ключевую ставку ЦБ РФ;
- была установлена единая налоговая ставка по доходам от вкладов, равная 13% и для резидентов, и для нерезидентов РФ.
Исчисление налоговой базы
Обязательность предоставления сведения не будет относиться к счетам эскроу и рублевым вкладам, процентная ставка по которым составляет до 1% годовых.
Получив необходимые сведения, налоговый орган должен будет выполнить следующие действия:
- вычислить общую сумму всех полученных гражданином доходов со всех вкладов;
- умножить 1 миллион рублей на ключевую ставку ЦБ. Посредством этой операции налоговый орган установит предельный лимит дохода, не облагаемого налогом;
- вычислить разницу между лимитом и реально полученным доходом. Если разницы нет, то платить налог физическому лицу не придется. Если есть разница, то она будет обложена налогом по 13-процентной ставке.
Приведем пример расчета.
Итак, у гражданина 2 банковских вклада по 1 миллиону рублей каждый.
- Устанавливаем лимит дохода. 1 000 000 × 0,0425 (действующая ставка ЦБ) = 42500 рублей необлагаемого налогом дохода.
- Вычисляем реальный доход, полученный гражданином по сведениям банка. К примеру, общий доход составил 80 000 рублей.
- Вычисляем налогооблагаемую базу путем установления разницы между реальным доходом и лимитом. 80 000 — 42500 = 37 500 рублей налоговая база.
- Вычисляем сумму налога. 37 500 × 13% = 4875 рублей.
Облегчить задачу расчета реальных, а не гипотетических цифр поможет представленный в рамках данной статьи калькулятор.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг в 2023 гoдy
Pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa пpoиcxoдит иcxoдя из кaдacтpoвoй cтoимocти yчacткa. Этa cтoимocть ycтaнaвливaeтcя в нaчaлe нaлoгoвoгo пepиoдa — 1 янвapя. КC и cтaвкy oпpeдeляют гocyдapcтвeнныe или мyниципaльныe opгaны.
Cyщecтвyeт cпeциaльнaя фopмyлa pacчeтa зeмeльнoгo нaлoгa:
Cн = KC x Нcт, гдe:
- Cн — cyммa нaлoгooблoжeния;
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть 3У;
- Нcт — нaлoгoвaя cтaвкa нa кoнкpeтнoй тeppитopии в oтнoшeнии кoнкpeтнoй кaтeгopии зeмeльнoгo yчacткa.
Чтoбы oпpeдeлить вeличинy зeмeльнoгo нaлoгa в 2023 гoдy, пoтpeбyeтcя yзнaть КC зeмeльнoгo yчacткa нa 01.01. 2023 гoдa. Этy цифpy (КC) пoнaдoбитcя yмнoжить нa нaлoгoвyю cтaвкy. Oбpaтитe внимaниe, чтo измeнeниe cтaвки вoзмoжнo пpи пepeвoдe зeмли в дpyгyю кaтeгopию пo peшeнию влacтeй.
Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния
Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:
Cн = KC x Нcт. x Квл, гдe:
- КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
- Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
- Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.
Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Пониженные тарифы страховых взносов
Льготные тарифы для отдельных категорий страхователей сохранены. В 2023 году определены несколько групп льготников, которые получили право платить налоги с зарплаты в 2023 году по сниженным ставкам (смотрите сравнительную таблицу в процентах):
Категория | Тариф до 2023 года | Тариф с 2023 года |
СМП | 15% сверх МРОТ | 15% сверх МРОТ |
ИТ-компании, резиденты ТОСЭР, резиденты порта Владивосток, резиденты ОЭЗ в Калининградской обл., Участники СЭЗ в Крыму | 7,6% | 7,6% |
Социально ориентированные НКО, благотворительные организации | 20% | 7,6% |
Участники «Сколково», создатели научно-технических проектов, создатели мульфильмов | 14% | 7,6% |
Члены летных экипажей | 0,0% | 0,0% |
Компания лишается льгот на транспортный налог, если платеж внесет не собственник организации. Уточнен перечень документов подтверждающих льготы, к ним относится:
- отчет о платежах в бумажной или электронной форме;
- отчет из личного кабинета с портала Платон, при условии наличия квалифицированной электронно-цифровой подписи.
Кто освобождены от уплаты транспортного налога и имеет льготы? Владельцы электромобилей должны вздохнуть с облегчением ведь для них отменена уплата налога на авто в полной мере. Освобождены также:
- инвалиды, автомобиль которых имеет мощность меньше 10 л.с.;
- тракторы, комбайны и другие транспортные средства, указанные в п. 2 ст. 358 НК РФ.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Новая форма оплаты налогов касается не только бизнеса, но и всех государственных и муниципальных учреждений, то есть всех юрлиц без исключения. О важности темы местных депутатов предупреждал в конце 2022 года министр финансов края Данил Ситников на совещании в краевом парламенте.
«С учетом прохождения платежей, того, что механизм новый и на нем начнет работать вся страна, убедительная просьба вместе с администрациями, главами подумать о необходимой подушке безопасности, которая позволит перечислить хотя бы зарплату. Конечно, все это будет под нашим контролем. Но просьба максимально подготовиться», – настоятельно обратился он к коллегам, подчеркнув, что пройдет еще немало совещаний по этому вопросу.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
Таблица: сроки сдачи отчетности за 4 квартал 2022 года в 2023 году
Отчетность |
Отчетный период |
Срок сдачи отчетности |
СЗВ-ТД |
Декабрь 2022 год |
16 января 2023 |
СЗВ-М |
Декабрь 2022 год |
16 января 2023 |
4-ФСС на бумаге |
IV квартал 2022 год |
20 января 2023 |
4-ФСС электронно |
IV квартал 2022 год |
25 января 2023 |
Декларация по НДС |
IV квартал 2022 год |
25 января 2023 |
РСВ |
2022 год |
25 января 2023 |
6-НДФЛ |
2022 год |
27 февраля 2023 |
СЗВ-СТАЖ |
2022 год |
01 марта 2023 |
Декларация по налогу на прибыль |
2022 год |
27 марта 2023 |
Декларация по ЕСХН |
2022 год |
27 марта 2023 |
Декларация по налогу на имущество |
2022 год |
27 марта 2023 |
Декларация по УСН (сдает юридическое лицо) |
2022 год |
27 марта 2023 |
Бухгалтерская отчетность |
2022 год |
31 марта 2023 |
Декларация по УСН (сдает индивидуальный предприниматель) |
2022 год |
25 апреля 2023 |
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челябинская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Платежное поручение при ЕНП
Согласно рекомендациям налоговых инспекторов, удобнее и быстрее платить ЕНП через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или сформировать платежку в бухгалтерской программе. В этом случае поля с обязательными реквизитами единого налогового платежа заполняются автоматически. Если платежное поручение заполняется вручную, указываются следующие реквизиты:
Реквизиты | Наименование (поле) | Содержимое поля |
---|---|---|
7 | Сумма | Сумма совокупной обязанности |
101 | Данные о плательщике, получателе и платеже (статус) | 01 |
102 | ИНН и КПП плательщика | Выдается по месту регистрации головной организации |
61 | ИНН получателя | 7727406020 |
103 | КПП получателя | 770801001 |
13 | Наименование банка получателя | Отделение ТУЛА БАНКА России//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 | БИК банка получателя средств | 017003983 |
15 | Номер счета банка получателя | 40102810445370000059 |
16 | Наименование получателя | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом) |
17 | Номер казначейского счета | 03100643000000018500 |
22 | Код (УИП) | |
24 | Назначение платежа | Единый налоговый платеж |
104 | КБК | 18201061201010000510 |
105 | ОКТМО | |
106 | Основание платежа | |
107 | Налоговый период | |
108 | Номер документа, на основании которого оформляется платеж | |
109 | Дата документа, на основании которого оформляется платеж |