Трудовые споры: общий порядок, суд и комиссия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трудовые споры: общий порядок, суд и комиссия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.
Комментарий к ст. 382 ТК РФ
1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.
2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.
Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.
В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.
На основании п. 4 ст. 40, п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.
3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя: когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).
Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.
4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.
Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК; о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.
5. С 01.01.2011 введен в действие Закон о процедуре медиации, направленный на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
Данным Законом регулируются отношения, связанные с использованием процедуры медиации к спорам, возникающим также из трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона процедуре медиации).
Законом установлено, что альтернативная процедура урегулирования споров применяется после возникновения индивидуальных трудовых споров и не может быть реализована при разрешении коллективных трудовых споров (ч. 5 ст. 1 Закона о процедуре медиации).
Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта. Использование сторонами трудового договора альтернативной процедуры урегулирования спора предоставляет возможность работнику и работодателю устранить возникший конфликт, не обращаясь в органы п�� разрешению индивидуальных трудовых споров.
6. Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о процедуре медиации).
Кто занимается разрешением индивидуальных трудовых споров
Большинство ИТС можно решить без обращения в суд. Чаще всего этим занимается комиссия по трудовым спорам (КТС). Но иногда трудовые споры могут рассматриваться и в судах – такие случаи перечислены в законодательстве.
В комиссию по трудовым спорам обязательно входят равное количество представителей обеих сторон – и работника (например, члены профсоюза), и нанимателя. Если работодатель получает запрос на создание КТС, он не может игнорировать это требование и обязан направить своих представителей. На это по закону отводится 10 дней.
Членов комиссии разрешению по трудовых споров со стороны нанимателя назначает руководитель организации. Представители работника выбираются на общем собрании. Один из вариантов – их может делегировать представительный орган, например, профсоюз, а затем утвердить на общем собрании.
У комиссии по трудовым спорам должны быть:
- собственная печать;
- избранный председатель, его заместитель и секретарь.
Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров
Если у сотрудника предприятия есть претензии, он должен подать в КТС заявление. Документ обязательно нужно зарегистрировать. Комиссия его рассматривает в течение десяти дней. В это время также решается, нужно ли вызывать свидетелей или специалистов. Кроме этого, комиссия может потребовать от работника предоставить любые документы, которые помогут решить конфликт.
Важный момент: все решения принимаются только на общем заседании. Чтобы оно состоялось, должна присутствовать как минимум половина членов и со стороны нанимателя, и со стороны работника. Во время заседания обязательно ведется протокол. Документ подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью.
Процедура принятия решения регламентируется ст. 388 ТК РФ. Это делается с помощью тайного голосования – необходимо, чтобы за решение проголосовало большинство присутствующих. В документе указывается информация о нанимателе и работнике, а также вносятся данные членах комиссии. Там фиксируется и дата обращения в КТС, предмет спора, результаты голосования и утвержденное решение.
После этого комиссия должна вручить копии решения работнику и нанимателю. Это необходимо сделать в течение трех дней с момента принятия решения. Все документы обязательно заверяются подписями и печатями.
Можно ли обжаловать решение комиссии по трудовым спорам? Да, это можно сделать в течение 10 суток со дня получения сторонами итогов рассмотрения вопроса. Если этого невозможно сделать в отведенное время по объективным обстоятельствам, обжалование можно перенести на нужный срок.
Комиссия по трудовым спорам
Комиссией по трудовым спорам называют специальную инстанцию, созданную на конкретном предприятии или в организации по инициативе работодателя или работников. Занимается орган вопросами трудовых споров, потому в его составе должны быть представители каждой стороны. В свою очередь, стороны конфликта не имеют права оказывать какое-либо давление на членов комиссии.
Для решения трудовых споров посредством трудовой комиссии нужно написать заявление в любой форме на имя ее председателя. При необходимости к заявлению прилагаются документы, доказывающие правоту стороны. Не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления состоится заседание, которое может проходить как в присутствии подателя заявления, так и без него. Ход рассмотрения заявления протоколируется, затем заверяется специальной печатью или штампом организации.
Решение комиссия принимает посредством тайного голосования ее членов. О результате составляется акт в письменной форме, в котором, помимо названия организации и данных ее руководителя, отображается информация по решению комиссии и результатам тайного голосования. Копии документа передаются каждой стороне трудового спора в течение трех дней. Решение комиссии может быть обжаловано в течение 10 дней. Если этого не произошло, то через 3 дня решение должно быть исполнено.
Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, по своей силе равно исполнительному листу. При этом его не выдают в случае, когда одна из сторон решает продолжать разбирательство в судебном порядке.
Комитет по трудовым спорам
Департамент или комитет по трудовым спорам правильно называется «Государственная инспекция труда» или «Роструд». Для каждого региона есть свой сайт организации, на котором указаны контактные телефоны, адреса приемных и другая необходимая информация.
В сферу ее компетенции, в соответствии со ст. 356 ТК РФ, входит:
- контроль за соблюдением работодателями ТК РФ;
- предъявление работодателю распоряжений о восстановлении им трудовых прав сотрудников;
- отстранение от работы лиц, не ознакомленных с техникой безопасности или не имеющих знаний по этому вопросу;
- расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на работе;
- привлечение к административной ответственности виновных в нарушении ТК РФ лиц.
Рассмотрение трудовых споров в суде
Перенос возникшего трудового конфликта в судебную плоскость крайняя мера. Заинтересованная сторона оставляет за собой право обратиться в суд с исковым заявлением, если:
- Комиссия по трудовым спорам нарушила сроки вынесения решения. Согласно законодательству, этот период ограничивается 10 днями с момента обращения работника, который сделал это сам или воспользовался помощью законного представителя.
- Работник не согласен с вынесенным комиссией решением. Важно помнить, что право обратиться в суд имеет и наниматель, который считает решение независимого органа незаконным или нарушающим законные интересы.
- Проведена прокурорская проверка на предмет неправомерности принятого трудовой комиссией решения.
Важно! Суд не может самостоятельно назначить рассмотрение спора без обращения с заявлением одной из заинтересованных сторон. Срок подачи заявления ограничивается 3 месяцами с момента наступления спора. Мы рекомендуем не полагаться только на собственные силы, а воспользоваться консультацией юриста по трудовому законодательству. Данная сфера является сложной, а каждый конфликт рассматривается индивидуально с учетом множества обстоятельств!
Субъекты индивидуальных трудовых споров
Из приведенного в законодательстве определения индивидуального трудового спора можно сформулировать следующее: одной из его сторон выступает работодатель – физ. либо юр. лицо (компания), которое вступило в трудовые отношения с рабочим, либо другой субъект, который наделен в случаях, определенных законодательством, правом заключать трудовые контракты (часть 2 статьи 20 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Второй стороной, по общим правилам, выступает рабочий, то есть физ. лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (часть 1 статьи 20 Трудового Кодекса Российской Федерации). Но здесь есть исключения: в случае, когда в орган по изучению индивидуальных трудовых разногласий передается спор при участии лица, которое ранее состояло в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лица, которое изъявило желание заключить трудовое соглашение с работодателем, в ситуации отказа работодателя от заключения данного контракта.
Общий порядок рассмотрения трудовых споров
При нарушении прав трудящихся индивидуальный спор предстоит попытаться решить мирно. Это позволит сэкономить время и личные денежные сбережения. Чтобы воспользоваться правом досудебного улаживания спорной ситуации, нужно пройти следующий алгоритм действий:
- Получение ходатайства от пострадавшей стороны, в которой подробно расписана суть претензий и законные требования по их устранению.
- Регистрация обращения в отчетных документах КТС. Обязательно отобразить дату получения письменных претензий, поскольку срок решения индивидуальных споров незначительный.
- Назначение очередной даты сбора КТС и уведомление заинтересованных участников о присутствии на заседании.
- Принятие окончательного решения и его скрепление печатью.
- Ознакомление сторон с вердиктом.
Индивидуальные трудовые споры: понятие, предмет, субъекты, органы и порядок рассмотрения
Определение 1
Под индивидуальным трудовым спором понимается переданный на изучение органа по рассмотрению трудовых споров конфликт (разногласие) между рабочим и работодателем, связанный с выполнением работником его трудовых обязанностей и неурегулированный в привычном порядке.
Определение 2
Предмет индивидуальных трудовых споров – это разнообразные вопросы, которые возникают в процессе трудовой деятельности и связаны с оплатой труда, предоставлением гарантированных льгот, отпуска, наложением дисциплинарного взыскания, взысканием ущерба и пр.
Это также могут быть споры, связанные с применением трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, включающим нормы трудового права, коллективного контракта, соглашения, локального нормативного акта, трудового контракта (включая те, что касаются установления или изменения индивидуальных условий труда) и т.п.
Индивидуальные трудовые споры – это также «служебные споры», которые возникают на государственной гражданской службе. Законодательное определение служебного спора в данной области схоже с определением индивидуального трудового спора в Трудовом Кодексе Российской Федерации.
Определение 3
Под индивидуальным служебным спором понимаются неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим/гражданином, который поступает на гражданскую службу либо ранее состоял на гражданской службе, конфликты по вопросам применения законодательства, других нормативно-правовых актов о гражданской службе и служебного договора, о которых было заявлено в орган по изучению индивидуальных служебных конфликтов (статья 69 Федерального закона касаемо государственной гражданской службе России).
Замечание 1
В соответствии с определением к предмету служебного спора относятся конфликты, связанные с применением нормативно-правовых актов о государственной службе и служебного договора.
ВС РФ подтвердил полномочия инспектора ГИТ рассмотреть спор между работником и работодателем
Государственная инспекция труда вправе направлять работодателю предписания и принимать меры, чтобы устранить нарушения трудового законодательства. В рамках этих полномочий ГИТ может разрешить спор между работником и работодателем. Но это не касается случаев, когда спор уже рассматривает суд или комиссия по трудовым спорам. К таким выводам пришел ВС РФ.
Генеральный директор своим приказом перевел главного бухгалтера компании на новое рабочее место – по другому адресу, но в том же городе. Работница с перемещением не согласилась и обратилась с жалобами к депутату законодательного собрания области и в прокуратуру, которые перенаправили ее жалобы в Государственную инспекцию труда (ГИТ).
Первая инстанция, уполномоченная заниматься проблемой
Теперь подробнее о подведомственности индивидуальных трудовых споров. Кем в первую очередь рассматриваются? Первая инстанция, в которую следует обратиться при возникновении споров – это комиссия по трудовым спорам. Если работнику не удалось урегулировать спор собственными силами при помощи переговоров с работодателем, то следует создать трудовую комиссию. Каким образом происходит этот процесс?
Инициаторами по созданию комиссии по ТС (трудовым спорам) являются сами работники (либо орган, который представляет их интересы), а также работодатели (организации с разными правовыми формами, например, ИП, ООО и т. д). Комиссия формируется из нескольких человек, и их число должно быть равным с обеих сторон (например, три человека со стороны работника и три со стороны работодателя).
После получения письменного уведомления работодатель и орган, представляющий интересы работников, должны отправить информацию о количестве людей, которые будут принимать участие в процессе (на это даётся срок – 10 дней).
Этапы процесса:
- выбор председателя, его зама, а также секретаря;
- процедура рассмотрения трудового спора;
- принятие решения по ТС.
Подробнее о рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров читайте тут.
В какие ещё органы нужно обращаться?
Как было сказано выше, решить индивидуальный спор работодатель и работник могут при помощи комиссии по ТС.
Однако в некоторых случаях споры рассматривают в суде на основании:
- заявления от работника (например, за различные нарушения прав работника, разглашения его персональных данных, задержку и не выплату заработной платы, переводе на другое рабочее место и т. д.);
- заявления от работодателя (например, на возмещение ущерба от поломки инвентаря и т. д.);
- заявления от граждан, которые были подвержены дискриминации;
- заявления об отказе в принятии на работу;
- заявления от граждан, которые работают без официального оформления.
Суд рассматривает, как правило, дела более сложные. Обычно в них участвуют серьёзные должности, высокие заработные платы и престижные организации. Но до суда может дойти абсолютно любое заявление. Дела, имеющие запутанную цепочку событий, лучше всего рассматривать в судебном порядке.
Важно: все трудовые споры (дела), которые не были разрешены комиссией по ТС передаются в суд. Человек также имеет право на начальном этапе обжаловать решение комиссии, если оно по каким-либо причинам его не устроило.
Кроме комиссии и суда трудовые споры рассматривают:
- комиссия государственных органов по служебным спорам;
- инспекция труда;
- вышестоящие органы (при спорах госслужащих и т. д.).
Классификация трудовых споров
Принципиально различный порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров определяет особое значение их классификации по указанному признаку. В мировой практике существует несколько способов разграничения индивидуальных и коллективных трудовых споров. В соответствии с первым, наиболее широким пониманием этого разграничения коллективный трудовой спор трактуется таким образом, что любое нарушение прав одного работника является нарушением прав и других работников и, соответственно, спор в любом случае является коллективным. Иными словами, никакого разграничения трудовых споров на индивидуальные и коллективные в данном случае нет, и значение классификации теряется.
Вторым способом разграничения является определение коллективного трудового спора, как любого спора о нарушении положений коллективного договора, независимо от того, один работник пострадал от такого нарушения или несколько.
Третьим, одним из наиболее часто встречающихся подходом является разграничение индивидуальных и коллективных трудовых споров в зависимости от количества работников, участвующих в споре.
Наконец, при четвертом подходе коллективные трудовые споры понимаются наиболее узко, из их числа исключаются даже массовые нарушения индивидуальных трудовых прав работников, осуществляемые одновременно. Такие споры трактуются как набор индивидуальных трудовых споров. Как отмечается в юридической литературе, такой подход принят, в частности, в России. Исходя из определения коллективного трудового спора, данного в ст. 398 ТК и порядка выдвижения требований работников и их представителей, указанного в ст. 399 ТК, для того, чтобы трудовой спор был признан коллективным, он, во-первых, не может быть связан с нарушением законодательства, и, во-вторых, требования должны предъявляться коллективом работников.
Таким образом, трудовые споры отличаются количеством их участников со стороны работников. Что касается противоположной стороны коллективного спора, то теоретически количество участников со стороны работодателя не столь принципиально. Однако на практике это может иметь значение. В связи с этим следует отметить, что определение участников в индивидуальных и коллективных трудовых спорах со стороны работодателя в ТК достаточно неоднозначно. Например, по определению коллективного спора его участниками являются коллектив работников и работодатели (т.е. формально группа). Однако, большинство коллективных трудовых споров возникает в рамках одной организации (например, по заключению, изменению и выполнению коллективных договоров, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников, при принятии актов, содержащих нормы трудового права).
Статья 389. Исполнение решений комиссии по трудовым спорам
Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.