Статья 284 НК РФ. Налоговые ставки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 284 НК РФ. Налоговые ставки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Доходы, которые участвуют в расчёте налога
Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):
- от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
- перепродавая ранее приобретенные товары.
Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.
Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:
- предоплата;
- имущество, которое получено в виде залога или задатка;
- кредитные и заёмные средства;
- всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
Комментарии к ст. 284 НК РФ
Одним из самых значительных изменений в отношении налога на прибыль организаций за последнее время является снижение ставки по налогу с 24 до 20%. Такие изменения в статью 284 НК РФ внесены Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ и действуют с 01.01.2009.
Более налоговая ставка по налогу не снижалась.
Отметим, что величина налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 НК РФ (пункт 1 статьи 286 НК РФ). В свою очередь, согласно пункту 7 статьи 274 НК РФ при определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Статьей 284 НК РФ, прежде всего, установлена общая ставка налога на прибыль:
Срок, с
которого
действует
налоговая
ставка Размер налоговой ставки Основание
С 1 января
2009 г. 20%,
из которых:
— в федеральный бюджет
зачисляется 2%,
— в бюджеты субъектов
Российской Федерации
зачисляется 18% пункт 1 статьи 284 НК РФ
(подпункт «а» пункта 23
статьи 2 Закона
N 224-ФЗ,
статья 1 Закона N 305-ФЗ)
С 1 января
2005 г.
до 1 января
2009 г. 24%,
из которых:
— в федеральный бюджет
зачисляется 6,5%,
— в бюджеты субъектов
Российской Федерации
зачисляется 17,5% пункт 1 статьи 284 НК РФ
(подпункт «а» пункта 3
статьи 2 Федерального
закона
от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
При этом законами субъектов Российской Федерации налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Кроме того, статьей 284 НК РФ установлены налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств.
На основании пункта 6 статьи 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Срок, с
которого
действует
налоговая
ставка Виды доходов Размер
ставки Основание
С 1
января
2006 г. Доход в виде процентов по
государственным и муниципальным
облигациям, эмитированным
до 20 января 1997 г. включительно 0% подпункт 3 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Доход в виде процентов по
облигациям государственного
валютного облигационного
займа 1999 г., эмитированным при
осуществлении новации облигаций
внутреннего государственного
валютного займа серии III,
эмитированных в целях обеспечения
условий, необходимых для
урегулирования внутреннего
валютного долга бывшего Союза ССР
и внутреннего и внешнего
валютного долга Российской
Федерации 0% подпункт 3 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Доходы в виде процентов по
муниципальным ценным бумагам,
эмитированным на срок не менее
трех лет до 1 января 2007 г. 9% подпункт 2 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Доходы в виде процентов по
облигациям с ипотечным покрытием,
эмитированным до 1 января 2007 г. 9% подпункт 2 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Доходы учредителей доверительного
управления ипотечным покрытием,
полученные на основании
приобретения ипотечных
сертификатов участия, выданных
управляющим ипотечным покрытием
до 1 января 2007 г. 9% подпункт 2 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Доход в виде процентов по
государственным и муниципальным
ценным бумагам (кроме ценных
бумаг, указанных выше, и
процентного дохода, полученного
российскими организациями по
государственным и муниципальным
ценным бумагам, размещаемым
за пределами РФ, за исключением
процентного дохода, полученного
первичными владельцами
государственных ценных бумаг РФ,
которые были получены ими в обмен
на государственные краткосрочные
бескупонные облигации в порядке,
установленном Правительством РФ),
условиями выпуска и обращения
которых предусмотрено получение
дохода в виде процентов 15% подпункт 1 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Доходы в виде процентов по
облигациям с ипотечным покрытием,
эмитированным после
1 января 2007 г. 15% подпункт 1 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Доходы учредителей доверительного
управления ипотечным покрытием,
полученные на основании
приобретения ипотечных
сертификатов участия, выданных
управляющим ипотечным покрытием
после 1 января 2007 г. 15% подпункт 1 пункта 4
статьи 284 НК РФ
Статьей 284 НК РФ также установлены налоговые ставки, применяемые к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов.
На основании пункта 6 статьи 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Срок,
с которого
действует
налоговая
ставка Доходы, полученные в виде
дивидендов Размер
ставки Основание
С 1 января
2008 г. От российских и иностранных
организаций российскими
организациями при условии, что
на день принятия решения о
выплате дивидендов получающая
дивиденды организация в течение
не менее 365 календарных дней
непрерывно владеет на праве
собственности не менее чем
50%-ным вкладо�� (долей)
в уставном (складочном) капитале
(фонде) выплачивающей дивиденды
организации или депозитарными
расписками, дающими право на
получение дивидендов, в сумме,
соответствующей не менее 50%
общей суммы выплачиваемых
организацией дивидендов, и при
условии, что стоимость
приобретения и (или) получения в
соответствии с законодательством
РФ в собственность вклада (доли)
в уставном (складочном) капитале
(фонде) выплачивающей дивиденды
организации или депозитарных
расписок, дающих право на
получение дивидендов, превышает
500 млн. руб. 0% подпункт 1 пункта 3
статьи 284 НК РФ
От российских и иностранных
организаций российскими
организациями, не указанными
выше 9% подпункт 2 пункта 3
статьи 284 НК РФ
От российских организаций
иностранными организациями 15% подпункт 3 пункта 3
статьи 284 НК РФ
Статьей 284 НК РФ закреплены также налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство.
На основании пункта 6 статьи 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по указанным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Указанная налоговая ставка применяется:
к прибыли от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;
к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких особых экономических зон.
Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.
(Пункт введен — Федеральный закон от 30.11.2011 № 365-ФЗ)
1.2-1. Для организаций — резидентов особой экономической зоны (за исключением организаций, указанных в пункте 1.2 настоящей статьи) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2 процентов. (Пункт введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 348-ФЗ)
Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.
Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.
Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» приобрела статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» утратила статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области.
При нарушении участником Особой экономической зоны в Магаданской области существенных условий соглашения об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса участника Особой экономической зоны в Магаданской области за весь период нахождения его в реестре участников Особой экономической зоны в Магаданской области.
(Пункт введен — Федеральный закон от 23.11.2015 № 321-ФЗ)
Общий порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль установлен статьей 274 НК РФ. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 настоящего Кодекса, подлежащей налогообложению.
Особенности определения налоговой базы в зависимости от вида операций установлены следующими статьяни НК РФ:
Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков
Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества
Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами
По каким ставкам облагаются доходы по долговым обязательствам?
Таких ставок тоже 3:
- Ставка 15% применяется:
- по процентам по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (за некоторым исключением), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
- процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;
- облигациям российских организаций, эмитированным в период 2017-2021 и обращающимся на рынке ценных бумаг;
- доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.
- Ставка 9% действует в отношении:
- процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 года;
- процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
- доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
- Ставка 0% установлена:
- для процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно;
- процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.
Налога на прибыль по этим ставкам зачисляется в федеральный бюджет (пп. 4, 6 ст. 284 НК РФ).
Прежде чем разбираться, как считается налог на прибыль, выясним его размер. Общая ставка налога равна 20% от прибыли. Из них в 2016 году 2% получал федеральный бюджет, 18% — региональный. Но 28.12.2016 вступил в силу приказ ФНС РФ № ММВ-7-3/572@ от 19.10.2016, который ввел новую форму декларации и изменил порядок распределения процентов между бюджетами. В 2020 году 3% пойдет в федеральную казну, 17% — в региональную. На местном уровне власти вправе понизить налоговую ставку, но только в той части, которая пойдет в местный бюджет: 3% прибавляются сверху. Величина ставки в субъекте РФ не может быть ниже 13,5%. Вместе с выплатами, идущими в федеральный бюджет, теперь нижний порог равен 16,5% (13,5 + 3) — он увеличился, по сравнению с 2016 годом.
В Москве по ставке 13,5% платят отдельные категории налогоплательщиков, которые:
- используют труд инвалидов;
- производят автомобили;
- работают в особой экономической зоне;
- являются резидентами технополисов и индустриальных парков.
В Санкт-Петербурге 13,5% с прибыли платят только резиденты особой экономической зоны, которые ведут деятельность на ее территории.
В большинстве регионов ставка понижена хотя бы некоторым видам деятельности.
Кроме основной, существуют специальные ставки. Налог с прибыли по таким ставкам полностью направляется в федеральный бюджет.
Они используются для предприятий при наличии определенного статуса или для особых видов дохода:
- 20% платят иностранные фирмы без российского представительства, добытчики углеводородного сырья и контролируемые иностранные компании;
- 10% — зарубежные фирмы без представительства в РФ с доходов от сдачи в аренду транспорта и при международных перевозках;
- 13% — местные организации с дивидендов зарубежных и российских фирм и с дивидендов от акций по депозитарным распискам;
- 15% — зарубежные организации с дивидендов российских фирм; все владельцы с доходов по гос. и муниципальным ценным бумагам (ЦБ);
- 9% — с процентов по муниципальным ЦБ и др. доходам из пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ;
- 0% — ставка для учреждений медицины и образования, резидентов особых экономических зон (ЭЗ), участников региональных инвестиционных проектов, свободной ЭЗ в Крыму и Севастополе, резидентов территории опережающего социально-экономического развития.
Применение нулевой льготной ставки в 2020 году
В результате уже подписанных президентом изменений для Налогового кодекса, организации смогут включить больше расходов при подаче декларации по налогу на прибыль. Например, внереализационные расходы, подразумевающие понесенные организацией затраты по созданию социальных объектов, которые безвозмездно передаются в государственную или муниципальную собственность (пункт 5 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ). В то же время, для юридических лиц, ранее уже применявших нулевую льготную ставку по данному налогу, все осталось по-прежнему. Так, согласно пункту 2 статьи 284.1 НК РФ, образовательным и медицинским учреждениям правомерно применять нулевую льготную ставку ко всей имеющейся налоговой базе, кроме таких категорий прибыли, как:
- доходы в виде прибыли от КИК;
- проценты и дивиденды по госбумагам.
Пример расчета налога на прибыль
Давайте рассмотрим пример.
Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.
Предоплата составила 400 тыс. руб.
Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 354 тыс. руб.
В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 т. руб.
Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб.
Амортизация – 60 т. руб., проценты по выданному другой фирме кредиту – 25 т. руб.
Налоговый убыток предприятия прошлого периода составил 120 тыс. руб.
Расходы в данном примере за 1-й квартал 2019 составят: 1086 тыс. руб. (560+350+ 91+60+25)
Налогооблагаемая прибыль: 210 тыс. руб. ((1770 тыс руб. – 354 тыс. руб.) – 1086 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)
Сумма налога на прибыль: 42 тыс. руб. (210 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 4.2 тыс. руб, в местные бюджеты – 37.8 тыс. руб.
Ранее действовавшие |
Новые правила |
Комментарии |
1.1. Объект налогообложения |
||
До 2002 г. объектом |
Объектом обложения |
В соответствии с |
1.2. Момент признания доходов для целей налогообложения |
||
До 2002 г. |
С 2002 г. установлены |
При использовании |
1.3. Изменение основной ставки налога на прибыль |
||
До 2002 г. ставка |
С 2002 г. |
Законодательные |
1.4. Сроки представления декларации и уплаты налога |
||
До 2002 г. налог |
Согласно ст.287 НК РФ |
Порядок уплаты |
В соответствии с |
В соответствии с |
Общая характеристика налога на прибыль организаций
Налог на прибыль организаций является прямым федеральным налогом, взимаемым с коллективных субъектов (организаций), объектом обложения которым является главный экономический результат деятельности организаций всех форм собственности — прибыль. Российский налог на прибыль организаций является аналогом корпоративного налога за рубежом.
Налог на прибыль организаций является одним из самых значимых для бюджетной системы России. Несмотря на то, что этот налог является федеральным, наибольшее фискальное значение он имеет для региональных бюджетов, поскольку из базовой налоговой ставки в 20% в региональный бюджет зачисляется 18%, а в федеральный — всего 2%. Благодаря этому налог обеспечивает формирование доходов бюджета того субъекта Федерации, где расположена и осуществляет деятельность организация — налогоплательщик. Так, в 2017 г. налог на прибыль организаций составил около 31% налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ. Например, в консолидированном бюджете Воронежской области доля налога на прибыль в 2016 г. составила 17,2% от общего объема доходов.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Налоговый учёт прибыли
Появление в НК РФ главы 25 «Налог на прибыль организаций» породило налоговый учет прибыли, который существенно отличается от правил ведения бухгалтерского учета и определения прибыли организации. Это усложняет применение международных стандартов бухучета и финансовой отчетности. Правила ведения учета прибыли для целей налогообложения установлены ст. 313-333 НК РФ.
Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. При этом законодательно установлено, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Следует отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета в ст. 313 НК РФ было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).
Учитывая изложенное, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 НК РФ, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. В рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета. Так, с 2005 г. организациям позволено формировать в налоговом учете единый перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Для целей налогообложения прибыли организаций действуют правила учета авансов, выраженных в иностранной валюте, аналогичные правилам, предусмотренным в бухгалтерском учете. Предусмотрено приведение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете.
В рамках упрощения налоговой отчетности рассматривается возможность представления налогоплательщиками по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль организаций вместо налоговых деклараций расчетов по авансовым платежам, составленных по упрощенной форме.
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком, как правило, самостоятельно и уплачивается на основе налоговой декларации в течение отчетного периода ежемесячно авансовыми платежами. Относительно налогоплательщиков — иностранных организаций, получающих доход от российских источников, обязанность по определению суммы налога, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет возлагается на организацию — налогового агента, выплатившую этот доход (уплата налога «у источника»).
По истечении налогового периода налог уплачивается в срок, установленный для подачи декларации — до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговое законодательство РФ стремится реализовать принцип устранения двойного налогообложения. С этой целью суммы налога, выплаченные российской организацией в соответствии с законодательством иностранного государства, засчитываются при уплате ею налога на прибыль организаций в Российской Федерации. Однако установлено ограничение размера суммы налога, подлежащей зачету, поэтому уплаченные за границей Российской Федерации налоги не должны превышать размера налога на прибыль, установленного российским законодательством (п. 3 ст. 311 НК РФ).
При определении налогооблагаемой базы доходы, полученные российской организацией за пределами России, учитываются в полном объеме. Из полученных доходов вычитаются расходы, произведенные как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Правила деления налога на прибыль в разрезе бюджетов
Как гласили нормы п. 1 ст. 284 НК РФ до 2017 года, базовая ставка налога на 2014–2016 годы равнялась 20% и подлежала разделению между федеральным и региональным бюджетами в соотношении 2 и 18%. Его же следовало применять при уплате ежемесячных авансов в 1 квартале 2021 г.
Новые правила зачисления вступили в права с 01.01.2017, будут действовать до 2024 года и направлены на перераспределение уплачиваемых сумм в пользу федерального госбюджета.
Разделению в разрезе бюджетов подлежит стандартная ставка, зафиксированная в п. 1 ст. 284 НК РФ, — 20%. С 01.01.2017 плательщики налога на прибыль обязаны вносить:
- сумму по ставке 3% — в федеральную составляющую госбюджета;
- сумму по поставке 17% — в региональную.
Одновременно изменилась норма, допускающая возможность субъектам РФ по своему усмотрению снижать нагрузку по налогообложению прибыли для определенных категорий плательщиков. В 2017–2024 годах минимальный порог сниженной ставки в субъектах РФ может составлять 13,5%. Как и прежде, снижение ставки должно оформляться принятием закона на уровне субъекта РФ (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ).